проблемы находятся вне его возможности им помочь. Ребенок
не знает, что не его дело заставить их прекратить ссориться, быть
счастливыми, свободными или какими бы то ни было еще. Ре-
бенок делает все, что в его силах, чтобы выжить. Если с самого
детства родители насмехаются над ним, то он, в конце концов,
приходит к выводу, что с ним что-то неладно. Он испробует все
средства, но, как это ни трагично, для него остается смутным и
туманным все, что можно сделать, ибо его родители и сами не
понимают, как надо поступить, чтобы стать свободными и счас-
тливыми. Поскольку они не могут сделать так, чтобы ребенку,
стало лучше, ему приходится в решении этой проблемы пола-
гаться только на самого себя. Он начнет есть все, что попадается
ему на глаза, сосать большой палец, колоться наркотиками —
лишь бы облегчить страдание, от которого никто на свете не
может его освободить. Ребенок не просто становится невроти-
ком, невроз становится его личностной сущностью.
Пристрастие к наркотикам — это признак того, что у чело-
|
|
века истощились механизмы внутренней защиты. Обычно нар-
коман — это человек, который настолько притулил все свои
чувства, выключил их, что практически выключил и самого
себя из бытия. Поскольку он не может защитить себя таким
же способом, как другие невротики, он принимает на себя за-
висимость от иглы. Боль... игла... облегчение. Удалить иглу?
Но вслед за этим сразу придет боль. Половой член служит той
же цели у гомосексуалистов. В обоих случаях происходит раз-
рядка напряжения. Внешние связи формируются, чтобы за-
нять место внутренних, которые не были установлены в над-
лежащее время.
Независимо от природы боли, требующей использования
иглы или совершения полового акта мужчинами гомосексуа-
листами, символическим чувством является удовольствие, или,
точнее, облегчение и снятие напряжения. Реальная физичес-
кая боль, боль, испытываемая реальным «я» фильтруется сквозь
защитную систему и интерпретируется личностью, как удоволь-
ствие.
Разнообразие способов, какими невротик защищает себя,
позволило специалистам провести классификацию неврозов и
разделить их на категории, соответственно диагностическим