Первичный крик 161

глощен своими чувствами, что не замечает особенностей свое-

го дыхания. Конфликтное дыхание является результатом дав-

ления снизу, давления, которое оказывают все отрицаемые чув-

ства, удерживавшиеся внутри силами невроза. Такое дыхание

может продолжаться от пятнадцати до двадцати минут, а паци-

ент выглядит так, словно он бежит марафонскую дистанцию, и

ему нужен весь кислород, который он вдыхает. При обычных

условиях такое дыхание очень скоро привело бы к потере со-

знания.

Как только дыхание начинает жить собственной жизнью,

то есть, становится автоматическим, то психотерапевту остает-

ся только наблюдать. Конфликтное дыхание есть патогномо-

ничный признак того, что пациент находится в первичном со-

стоянии. Пациент говорит, что чувствует себя беспомощным

перед волной первичной боли. В это время пациенты каким-то

образом понимают, что могут оборвать это состояние, если за-

хотят, но за все время, что я практикую первичную терапию, не

было ни одного случая, чтобы больной прекратил на этой ста-

дии свое первичное состояние.

По мере нарастания амплитуды и частоты дыхания, мы чув-

ствуем, что вот-вот наступит кульминация — через минуту или

две. Живот сотрясается от беспорядочных сокращений, груд-

ная клетка бурно вздымается; ноги сгибаются и разгибаются в

коленях, больной сильно качает головой из стороны в сторону;

он рыгает. Такое впечатление, что пациент последним отчаян-

ным бегством пытается спастись от своей первичной боли. Вне-

запно по телу больного проходит одна большая судорога, ка-

жется связь есть — она — связь между чувством и сознанием

вырывается изо рта в виде первичного крика. Теперь больной

дышит свободно, полной грудью. Один пациент сказал: «Я толь-

ко дыханием вернул себя к жизни». Пациенты обычно называ-

ют возникшее ощущение «прохладным», «очищенным» или

«чистым».

После того как главное соединение состоялось, мы видим

свободное, без усилий дыхание, являющее собой разительный

контраст с тем судорожным беспорядочным дыханием, какое

было у пациента в начале часа. Один больной, чемпион своего

6 — 849

__колледжа по бегу, говорил, что никогда еще не дышал так пол-

но — даже после забега на одну милю.

Первичный крик имеет целый ряд побочных эффектов. Па-

циенты, которые в своей обыденной жизни никогда не кричали,

начинают ощущать в себе неведомую им ранее силу. Сам крик

является освобождающим переживанием.

Когда больной слышит свой первичный крик, записанный

на пленку, он всегда узнает изменения дыхания, характерные

для каждой стадии переживания первичного состояния. Кри-

тически важны звуки, сопровождающие дыхание; пациент не

может быть частью собственной защитной системы, когда в

процесс дыхания вовлекается весь его организм без остатка.

В редких случаях пациент может имитировать первичный

крик, подделывать его. Издают такой фальшивый крик, как

правило, верхушками легких; чаще всего такой крик больше

похож на пронзительный визг. Фальшивый первичный крик

является обычно продолжением нереальной надежды. Посколь-

ку первичный крик, если он настоящий, знаменует собой ко-

нец борьбы, то его невозможно услышать от человека, который

продолжает борьбу.

Несмотря на то, что мы часто говорим о «глубоких» чувствах,

мы редко уточняем, где же располагается эта «глубина». Осно-

вываясь на моем личном опыте, думаю, что «глубокое чувство»

охватывает весь организм, в особенности же область желудка и

диафрагмы. Некоторые из нас с раннего детства привыкают к

мысли о том, что наши родители не желают, чтобы мы бурно

выражали свои чувства и вообще были по-настоящему живы-

ми. Скоро мы привыкаем ходить затаив дыхание, чтобы не сде-

лать или не сказать, чего-нибудь неправильного, чтобы не го-

ворить слишком громко, не озорничать и не смеяться во весь

голос. Рано или поздно этот страх начнет душить чувства, что

проявится сдавленным голосом, чувством стеснения в груди и

ощущением тугого узла в желудке. Из-за этого процесса вытес-

нения, голос пациента становится выше, чем должен быть, что

ясно показывает, что голос не связан с целостным организмом.

Во многих случаях голос невротика можно сравнить с голо-

сом куклы чревовещателя. Губы движутся механически, слова

лишены человеческой индивидуальной окраски — они абсо-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: