OF DEAF
CHILDREN
Editors:
l. SOLOVJEV, ZH. SHIF, T. ROZANOVA,
N. YASHKOVA
„PEDAGOGICA" MOSCOW 1971
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
Научно-исследовательский институт дефектологии
ПСИХОЛОГИЯ
ГЛУХИХ
ДЕТЕЙ
Под редакцией:
И. М. СОЛОВЬЕВА, Ж. И. ШИФ, Т. В. РОЗАНОВОЙ,
Н. В. ЯШКОВОЙ
„ПЕДАГОГИКА" МОСКВА 1971
371.9 П86
Книга рекомендована к изданию Редакционно-издательским советом Академии педагогических наук СССР
П 86 Психология глухих детей. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой.
448 стр. (Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии).
Книга написана по материалам советских и зарубежных исследований по психологии глухих детей. В ней характеризуется психическое развитие глухих детей: познавательные процессы (восприятие, память, воображение мышление) развитие речи, некоторые особенности деятельности и личности.
Книга предназначена для сурдопедагогов и психологов и может быть ис< пользована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов и психологических факультетов университетов.
|
|
6—4—4 23-71 371.9
Предисловие
В 1940 г. вышли «Очерки психологии глухонемого ребенка» Л. В. Занкова и И. М. Соловьева — первая в Советском Союзе книга, в которой систематически излагались имевшиеся в то время научные сведения о глухом ребенке. С тех пор были проведены обширные исследования, посвященные познавательной деятельности и речи глухих детей. Изучались в психологическом плане трудовая и другие виды деятельности глухих, некоторые особенности их личности.
Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой обобщение и систематизацию фактического материала, накопленного отечественной и зарубежной наукой о глухом ребенке. По принятой сейчас терминологии, к категории глухих детей относят тех, кто родился с глубокими нарушениями слуха или потерял слух в раннем детстве до овладения речью. В результате этого глухой ребенок овладевает речью лишь в условиях специального обучения (вне этих условий он станет глухонемым). В книге не рассматриваются вопросы, относящиеся к характеристике психики слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших детей (потерявших слух после овладения речью).
Благодаря многим экспериментальным исследованиям представляется возможным достаточно разносторонне охарактеризовать особенности развития психики у глухих детей. Первичный дефект — глухота ведет к тому, что даже в условиях специального обучения дети овладевают речью замедленно и своеобразно. Наряду с этим дети усваивают мимико-жестовую речь в общении с другими глухими. Замедленность в овладении словесной речью сказывается на развитии всех познавательных процессов ребенка и особенно на развитии его мышления. Отражается она также в формировании деятельности и личности глухих детей. Вместе с тем по мере психического развития глухих детей в условиях специального обучения и воспитания происходит постепенное сближение линий развития глухих детей и детей с нормальным слухом благодаря процессам компенсации.
|
|
Изложению вопросов по отдельным разделам психологии в книге предпосланы общая характеристика психического развития детей с нарушениями слуха и патофизиология глухоты. Рас
сматриваются также вопросы о методах психологического исследования глухих детей.
Разделы книги: "Восприятие», «Память», «Воображение», «Мышление», «Речь», «Деятельность» и «Некоторые психологические особенности личности»—содержат в себе главы, основывающиеся ка экспериментальных исследованиях по каждому рассматриваемому вопросу. Авторы раскрывают то общее и особенное, что характеризует различные стороны психики глухих детей по сравнению со слышащими детьми. В книге показано, как под влиянием специального обучения достигается компенса-торное развитие психики глухих детей.
Книга подготовлена к печати сурдопсихологической лабораторией Института дефектологии АПН СССР. Ее авторами являются многие научные сотрудники института: Р. М. Боскис, В. А. Влодавец, Г. Л. Выгодская, А. П. Гозова, Г. М. Дульнев, Г. Л. Зайцева, В. И. Лубовский, Е. Н. Марциновская, Н. Г. Морозова, Л. И. Переслени, В. Г. Петрова, А. Ф. Понгильская, Ф. Ф. Рау, Т. В. Розанова, Н. Ф. Слезина, И. М. Соловьев, И. Я. Темкина, Л. И. Тигранова, Ж. И. Шиф и Н. В. Яшкова.
В состав авторского коллектива вошли также научные сотрудники других учреждений: А. М. Гольдберг (Киевский институт психологии), К. В. Комаров (Московский заочный педагогический институт), Е. М. Кудрявцева (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР) и М. М. Нудельман (Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина). В оглавлении книги указано, какие главы и параграфы написаны каждым из авторов.