Деятельность КиМ. Исторические условия их жизни и прсветительской деятельности

862 г. – верховный правитель князь Ростислав в поисках союзников обратил свой взор к Византии и согласился принять христианство в обмен на поддержку. С этой целью по указу имератора Миахила 3 в Моравию отправилась миссия с братьями Меф. и Конст., чтобы научить языку каноническому.

История возникновения письменности на старославянском языке связана с именами византийских братьев-миссионеров - Константина и Мефодия. Их деятельность как славянских про­светителей протекала в двух славянских княжествах - в Ве­ликой Моравии и Паннонии (Блатенском княжестве). Оба кня­жества во второй половине IX в. были уже христианскими и в церковно-административном отношении входили в состав зальц-бургского (баварского) архиепископства, которое совершало христианское богослужение на чуждом и непонятном для сла­вян латинском языке. Латинский язык был литературным, церковным и научным языком средневековой Европы, и поэто­му именно на нем немецкие епископы отправляли христиан­ский культ в Великой Моравии и Паннонии.

Умный и дальновидный политик, великоморавский князь Ростислав хорошо понимал, какую опасность для независимо­сти его княжества представляли баварские церковники, прово­дившие захватническую политику немецких феодалов. Знал он также, что в другом центре христианства - в Византии, от­даленной от его княжества и поэтому не представлявшей для него непосредственной угрозы, - не чуждались проповеди хри­стианской религии на местном языке. Так, многие народы, при­нявшие христианство от греков, например, сирийцы (христиа­не-арамейцы), копты (христиане-египтяне), армяне и грузины, имели письменность и богатую литературу на своих языках.

Поэтому Ростислав принимает решение направить в Визан­тию к императору Михаилу III посольство с просьбой прислать в Великую Моравию таких учителей-миссионеров, которые смогли бы проповедовать христианскую религию на местном языке.

Просьба Ростислава была удовлетворена, и во главе славян­ской миссии были поставлены братья Константин и Мефодий, хорошо знавшие славянский язык, так как они были урожен­цами Солуня. Древний Солунь (совр. Салоники) был двуязычным городом, в котором кроме греческого языка звучал еще один из славянских говоров, так как вокруг Солуня были славянские поселения.

Известно, что до отъезда в Моравию, еще находясь в Ви­зантии, младший из братьев - Константин, прозванный совре­менниками за свою ученость Философом, - составил славян­скую азбуку и начал перевод на славянский язык греческого служебного евангелия.

Прибыв в Великую Моравию в 863 г., братья набрали себе помощников, обучили их славянскому письму и продолжили вместе с ними перевод греческих богослужебных книг. Здесь они закончили перевод евангелия, апостола, псалтыри и неко­торых других богослужебных книг. Однако с самого начала их деятельность была враждебно встречена баварскими церковни­ками, которые, естественно, видели в Константине и Мефодии соперников и всячески.старались чинить препятствия их делу. Поэтому братья, проработав в Великой Моравии около трех лет, были вынуждены искать поддержки и помощи у папы римского. Путь их в Рим, куда они отправились с многочис­ленными своими учениками, лежал через Паннонию - сла­вянское княжество, населенное предками современных словен­цев. Паннонский князь Коцел, понимавший, подобно Рости­славу, какое большое значение для славян имела письменность на их родном языке, отдал в обучение Константину и Мефодию 50 учеников. Проработав некоторое время в Паннонии, братья продолжили свой путь в Рим, куда они прибыли в 867 г. В Ри­ме дело Константина и Мефодия получило поддержку у папы Адриана II, стремившегося укрепить свое влияние в славян­ских княжествах. Церковная письменность на славянском языке была признана официально, а ученики Константина и Мефодия посвящены в сан священнослужителей. Здесь, в Ри­ме, Константин заболел и в 869 г. умер. Перед смертью он по­стригся в монахи и при пострижении получил имя Кирилл.

КиМ готовили священников, переводили Библию на славянский язык с др\греч. Конст. Начал работу до поездки в Моравию, значит составил алфавит.

К этому периоду (9 в.) не существовало единого славянского языка. Миграция, расселение -> оформление славянских диалектов -> самостоятельные древние славянские языки: др\рус, др\чеш, др\польск.

Греки по происхождению, братья были уроженцами г. Солуня (совр. греч. Фесолоники). Здесь находилась греческая колония на славянской территории. Около города проживало македонское (???) население, т.е. они могли хорошо знать язык этого населения.

Разделившиеся и оформившиеся к этому периоду языки были ещё очень близки: общая основа, общий грамматический строй, общая праславянская лексика и т.д. => переводы, которые сделали братья, имели народно-разговорную основу (македонскую) и не были искусственно созданным языком => мораване хорошо понимают и усваивают его как язык церкви. Этот первый письменный язык перешагнул рамки церкви и стал государственным, популярным среди древних слав. народов. Не язык церкви, а язык письменности.

4. Судьба ст\сл письменности после КиМ.

После смерти Мефодия его противники добиваются у папы Стефана V запрещения славянского богослужения и изгоняют из пределов Моравии учеников Кирилла и Мефодия. Однако, несмотря на жестокое гонение, славянское богослужение и пись­менность некоторое время сохраняются в Моравии и Чехии.

Изгнанные из пределов Моравии, ученики солунских братьев направляются на славянский юг - в Болгарию. В Юго-Западной Болгарии (Македонии), где протекала деятель­ность двух учеников Кирилла и Мефодия - Климента и Нау­ма, упорно сохраняются в языке и письме традиции кирилло-мефодиевских переводов. В то же время в Восточной Болга­рии, где сложились особенно благоприятные условия для даль­нейшего развития письменности на старославянском языке, так как на церковном соборе в 893 г. старославянский язык был провозглашен языком церкви и государства, кирилло-ме-фодиевские традиции оказались нарушенными. Возможно, в том же 893 г. в Болгарии ученик Кирилла и Мефодия пресви­тер Константин осуществляет «преложение книг», что может пониматься как изменение письма1. Кроме того, переписчики-болгары вносили в язык кирилло-мефодиевских переводов но­вые черты, которые особенно отчетливо проявились в лексике старославянских памятников.

Расцвет письменности на старославянском языке наступает в Болгарии в годы царствования болгарского царя Симеона (893-927), когда не только составляются многочисленные спи­ски с кирилло-мефодиевских оригиналов и переводятся новые греческие книги, но создаются и оригинальные произведения на старославянском языке. Недаром эти годы называют «золотым веком» древнеболгарской литературы. Со второй половины X в. в Болгарии в связи с утратой ею государственной самостоя­тельности и превращением в провинцию Византии постепенно происходит упадок письменности на старославянском языке.

Центр славянской письменности с конца X в. перемещает­ся на славянский восток, в Киевскую Русь, где христианство становится государственной религией. При Ярославе Мудром, по свидетельству «Повести временных лет», в 1037 г. были со­браны «писцы многи», которые совершали новые переводы с греческого языка и составляли списки с южнославянских книг. Такими списками южнославянских (болгарских) книг являют­ся почти все древнейшие из дошедших до нас памятников рус­ской письменности XI в. Таковы, например, Остромирово еван­гелие (1056-1057 гг.) и Изборник Святослава (1073 г.), пред­ставляющий собой сборник текстов разнообразного содержа­ния, переведенный с греческого языка в симеоновское время для болгарского царя.

Естественно, что под пером восточнославянских переписчи­ков старославянский язык подвергается дальнейшим измене­ниям. В фонетике и грамматике старославянских памятников, написанных на Руси, явственно проступают черты древнерус­ского языка. Так, например, в памятниках русского происхож­дения получили отражение утрата носовых гласных, полногла­сие, замена окончания 3-го лица глагола -тъ окончанием -ть и другие черты русского языка XI в. Поэтому применительно к более поздним памятникам старославянского языка, в которых отражено значительное влияние того или иного славянского языка, принято говорить об изводах старославянского языка, т. е. о местных его разновидностях. Кроме русского извода из­вестны еще болгарский, сербский, хорватский и чешский изво­ды. В отличие от старославянского (древнецерковнославянско-го) языка, язык памятников разных изводов принято называть церковнославянским языком.

10 в. – «золотой век» слав. письменности.

На территории Болгарии ст\сл зык пережил свой расцвет. Правил царь Симеон. Продолжались переводы библейских книг, создавались новые, переписывались старые.

Постепенно центром ст\сл письменности стала Др.Русь. 988 г. – Рси принимает византийское христианство.

Очередной расцвет языка: сер. 10 – сер. 11 в. (усл). Т.к. активно развиваются живые славянские языки, подтолдкнула развитие обретённая письменность. Языки вынуждены сосуществовать с языком ст\сл, который является родственным, но всё же был языком древних славянских племён. Если ст\сл язык был ограничен в пдане функционирования нуждами церкви, то обственные языки славян обслуживали народы в других сферах их деятельности (торговля, переписка). На разных славянских территориях сложилась ситуация двуязычия. Она положила конец существованию классического ст\сл языка, на котором были сделаны первые переводы КиМ и их учеников. Позднее написаны тоже на ст\сл языке, который подвергся влиянию живых языков.

Ст\сл язык, функционировавший в той или иной этнической среде (польск., чеш., рус.) принято называть изводами ст\сл языка. С сер. 9 в. (усл.) они оформляются: время конца классич. ст\сл языка.

------------

Из истории изучение ст\сл языка.

Славистика – комплекс наук о языке, культуре, литературе и истоии слав. народов. Зародилась на рубеже 18-19 вв. Основоположники: чеш. учёные Добровский и рус. А.Х. Востоков.

Добровский выдвинул гипотезу о сербской основе ст\сл яз. Разделил слав. языки на вост. и зап. Он не видел принципильных различий между ю. и вост. слав. языками. Т.к. зап. пользовались латинским письмом, а ост. – кириллицей.

Подлинно научное открытие сделал выдающийся рус. учёный академик Питер. АН Востоков. Он был создателем сравнительно-исторического метода в описании фонетической системы, лежавшей в основе древней кириллицы. Установил, что в древних слав. языках были носовые звуки, особые сверхкраткие гласные => фонетич. содержание букв юс б. и м. и редуцированных.

Он подчёркивал генетическое родство слав. языков, происхождение их из одного источника, их структурную близость в период создания первых памятников. + Ст\сл. язык используется почти всеми слав. народами для письменности, т.е. создан на основе одного из говоров др\болг. языка (макед.). Для того времени – это гениальное открытие, наука не изменила с тех пор взгляды.

Всё это в книге «Рассуждения о слав. яз.» Труд сыграл роль в эволюции взглядов Добровского: признал свои ошибки и внёс изменения в свою книгу «Основы др. наречия слав. языка»: македонское происхождение языка + системное изложение слав. грамматики.

Однако эта теория происхождения не стала основной теорией своего времени. Большее число сторонников получила гипотеза, выдвинутая словенцем Копитаром: опубликовал глаголич. памятник, т. наз. «Сборник Клоца», и выдвинул паномскую теорию происхождения (Паномия – др. слав. княжество, где КиМ проработали некоторое время, обучая учеников чтению и письму, когда они направлялись в Рим, после начала великого дела в Моравии).

Но Копитар доказал большую древность глаголицы по сравнению с кириллицей, дал анализ памятника.

Большую роль в доказательстве происхождения сыграли открытия проф. Григоровича глаголич. памятников («Житие Климента»). На основании этих открытий Шакарин сформулировал фактически совр. теорию происхождения.

Слав. письменность в 3х положениях:

1. глаголица старше кириллицы.

2. глаголицу изобрёл Константин.

3. кириллицу следует считать творчеством учеников КиМа, и среди них выходят Климент, Наум и некот. др.

Паномскую теорию основы ст\сл языка на протяжении 19 в. поддерживал авторитет Миклошича (ученик Копитара, автор сравнит. грамматики слав. языков и первого этимол. словаря слав. языков посл. трети 19 в.). Она была опровергнута научными доказательствами его соотечественника Облака, который изучил говоры в р-не г. Солуня и обнаружил в них особенности, свойственные древним переводам, известным учёным. Позднее это открытие он изложил в книге «македонские исследования».

Изучением ст\сл языка занимались все выдающиеся филологи 19 в.: Срезневский (открыл и описал «Киевские листки» и «Савину книгу»), Ябич, хорват, питерский академик, автор 700 работ, выдающийся издатель и организатор науки (издавал в Берлине архив слав. филологии, а в Питере серию «Энц. слав. филологии»; издал дрш ст\сл памятники – Мариинское и Зографское Евангелие, Киевские листки), рус. слав. и Европ. учёные внесли б. вклад в изучение.

Напр., индоевропеист, проф. МГУ Ф.Ф.Фортунатов читал лекции о фонетике ст\сл языка в универе. Лекции в 1919 г. были опубликованы после его смерти. Продолжал издавать ст\сл памятники. Значительный вклад внёс создатель Казанской лингв. школы, проф. Каз. универа Бодуэн де Куртене. Заслуга: ???

Европейские слависты:

Фр.: Антуан Нейе (ум. в 1936) турд «Общеславянский язык». В 1951 г. переведён. + Антуан Вайан авт. «Руководства по ст\сл. яз.» и «Сравнит. грамматики слав. языков».

Гол.: Вайн-Вейк кн. «История ст\сл яз.» 1957 – перевод на рус.

1946 – кн. польского академика Лера Сплавинского о происхождении и прародине славян.

Советские учёные: «Ст\сл яз. в 2 т.» А.М.Селищев, публ. 51-52 гг.

С.Бернштейн «Очерк сравнит. грамматики слав. языков» 61 г.

Истрина «1100 лет слав. азбуке» 1963 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: