Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусьрассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности Хозяйственным процессуальным кодексом:
1.хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами республики, между административно-территориальными единицами;
2.споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3. споры, связанные с государственными секретами, и иные споры, отнесенные к подсудности Высшего Хозяйственного Суда.
4. ему предоставлено право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;
|
|
5. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам судебные акты.
Таким образом, Высший Хозяйственный Суд выполняет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший Хозяйственный Суд:
• обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 1 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;
• изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами хозяйственного законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
• разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;
• проверяет деятельность хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;
• ведет судебную статистику;
• осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов;
• решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;
• осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и другими законодательными актами.
Высший Хозяйственный Суд наделен законом правом принимать по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и взаимоотношений между ними правовые акты, обязательные для хозяйственных судов.
Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, четко регламентированные законом.
|
|
43. Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. В своей деятельности Конституционный Суд Республики Беларусь основывается на следующих основных принципах:
— законность (ст. 110 Конституции Республики Беларусь);
— коллегиальность (все дела рассматриваются судом в полном составе);
— гласность (все решения Конституционного Суда публикуются в официальном издании — «Вестнике Конституционного Суда Республики Беларусь»);
— независимость гарантируется юридической процедурой рассмотрения дел.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет, предельный возраст 70 лет.
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты Представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров дает заключения:
— о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
— о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
— о соответствии Постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
— о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президиума дает заключения о наличии фактов систематического либо грубого нарушения Палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Заключения Конституционного Суда вступают в силу непосредственно в момент его принятия, отмене и обжалованию не подлежат за исключением случаев:
а) когда стали известны новые обстоятельства и факты, коренным образом влияющие на вынесенные решения;
б) когда была изменена сама норма права, которая является предметом рассмотрения в Конституционном Суде.
Все дела рассматриваются коллегиально, т.е. в полном составе судей Конституционного Суда. Заседания суда созываются Председателем, заместителем или старшим по возрасту судьей. Заседания созываются по мере необходимости по инициативе Председателя или не менее 5 судей Конституционного Суда. Решения принимаются в совещательной комнате большинством голосов. Раньше голос Председателя был Решающим, теперь же при возникновении ситуации, когда 6 судей выступают за конституционность акта, а 6 — против, то решение принимается в пользу конституционности акта.
Секретариат Конституционного Суда занимается технической организацией деятельности Конституционного < уда. Возглавляет ее Генеральный секретарь. Секретариат Функционирует в соответствии с положением, которое утверждается самим судом.
|
|
Научно-консультационный совет создается из 2 сопредседателей, секретаря, членов совета, которые, как правило, являются учеными-правоведами. Решения совета носят рекомендательный характер. Задачи совета:
— научное консультирование Конституционного Суда;
— оказание помощи в проведении анализа состояния конституционной законности в республике;
— помощь в подготовке посланий Президенту и Парламенту.