Организационно-правовое обеспечение деятельности судов РБ, а также обеспечение необходимых условий для функционирования областных, Минского городского, районных (городских) судов осуществляется Министерством юстиции РБ (Минюст) при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Назначение организационного обеспечения деятельности судов — создать надлежащие условия для нормального отправления правосудия, рассмотрения и разрешения судебных дел в соответствии с законом, выполнение задач по охране прав и свобод граждан, государственного строя, утверждение законности и социальной справедливости.
В задачи Министерства юстиции входит разработка и осуществление мер, направленных на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей, а также работа по материально-техническому обеспечению областных, Минского городского, районных (городских) • удов и создание надлежащих условий для их деятельности, ведение судебной статистики и материально-техническое обеспечение конференций судей РБ. В обязанности Минюста включается организация разработки проектов международных договоров по оказании правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам, а также конвенций и соглашений по вопросам, связанным с деятельностью судов, оказание помощи судам в ее проведении. Осуществление мер по внедрению научно-методических рекомендаций, имеющегося положительного опыта организации работы в практику судов — это также обязанность Минюста. Минюст организует работу по обеспечению судов кадрами, повышению квалификаций судей и работников судов, взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в подготовке юридических кадров.
|
|
Финансирование в установленном порядке областных. Минского городского, районных (городских) судов, организация и контроль их финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет и отчетность осуществляется также Минюстом. Это министерство имеет право возбуждать в установленном порядке ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности судей областных, Минского городского, районных (городских) судов.
В свою очередь Министр юстиции совместно с Председателем Верховного Суда РБ вносит в соответствии с законодательством представления Президента РБ об организации районных (городских) судов, их количестве, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количестве областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателями областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей данных судов. Министр юстиции входит в местные исполнительные и распределительные органы с предложениями по созданию надлежащих условий для деятельности судов, социально-бытовым обеспечением их работников.
|
|
По Концепции судебно-правовой реформы 1992г. оптимальным представляется положение, когда подбор кандидатов на избираемые должности осуществляется органами юстиции совместно с вышестоящими судами. Из полномочий органов юстиции следовало бы исключить право на возбуждение в отношении судей дисциплинарных производств, на представление судей к присвоению квалификационных классов, а также ставить вопрос об освобождении судей от должности.
Органы юстиции не должны контролировать соблюдения сроков рассмотрения судебных дел. Минюст иего органы на местах целесообразно наделить полномочиями активно противостоять попыткам вмешательства в судебную деятельность. В этих целях им следует предоставить право проверять сообщения и жалобы о фактах давления на суды и ущемления самостоятельности судей, вносить представления в надлежащие государственные органы и добиваться привлечения виновных в этих нарушениях к ответственности.