При движении автомобиля по дороге возникают нормальные к поверхности проезжей части и касательные продольные и поперечные силы взаимодействия между колесами автомобиля и покрытием. К этим силам относятся:
- сила, перпендикулярная покрытию и равная ей, но противоположная по знаку, нормальная реакция дорожной одежды на колесо R;
- окружная сила Рк, приложенная к площади контакта ведущих колес с покрытием, направленную в сторону, противоположную движению, - это сила воздействия ведущих колес на дорожную одежду в плоскости проезжей части.
Тангенциальная (касательная) реакция Тк, практически равная окружной силе Рк и направленная в сторону движения, возникает в результате взаимодействия ведущих колес и покрытия. Эту реактивную силу, вызывающую поступательное движение автомобиля, называют тяговой:
ƒ ± Рį ± РF ± Рj,
где Рƒ = G·f – сила сопротивления качению на относительно ровном участке;
где G – вес автомобиля, даН;
f – коэффициент сопротивления качению.
Рi= G·i – сила сопротивления движению на подъеме (спуске);
|
|
где i - продольный уклон дороги, %0.
РF = – сила сопротивления воздуха движению;
где k – коэффициент сопротивления воздуха (коэффициент обтекаемости), даН с2/м4;
F – площадь лобовой проекции автомобиля, м2;
V – скорость автомобиля, км/ч.
Рj= G·j – сопротивление инерционных сил, даН;
где j – относительное ускорение.