Сетевая форма организации бизнеса

Сетевая форма организации бизнеса предполагает полную самостоятельность и юридическую независимость фирм, включенных в сеть. Они работают в сети на основании договоров, а единая информационная сеть и ресурсная база позволяют им обладать равными знаниями и использовать их для принятия как управленческих, так и превентивных решений, угадывающих тенденции в развитии спроса.

Основные цели создания сетей:

§ формирование общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;

§ создание общей базы знаний, обмен необходимыми компетенциями и предложение рынку более привлекательной ценности;

§ распределение рисков между партнерами;

§ максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта).

§ Факторы устойчивости и эффективности сети:

§ устойчивость информационных связей (наличие общего сетевого оперативно пополняющегося информационного ресурса).

§ согласованность действий участников сети (в случае объединения компаний, имеющих равный вес на рынке, обычно создаются координационные советы для решения наиболее важных вопросов или нанимается сетевой брокер, осуществляющий координацию их деятельности);

§ наличие и исполнение внутрисетевых стандартов (должны быть четко прописаны и контролируемы бизнес-процессы, связанные с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.);

§ доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура (этот фактор часто является ключевым для достижения успеха).

СУЩНОСТЬ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ

Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс. Наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети.

Билет №5 (Интернет как среда ведения предпринимательской деятельности. Интернет-экономика)

Билет №6 (Электронный бизнес как направление конкурентной борьбы)

Современный бизнес характеризуется постоянным ростом глобальной конкуренции и повышением уровня требований заказчиков. Электронная коммерция позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность, становясь "ближе к заказчику". Многие компании используют технологии электронной коммерции для того, чтобы предлагать расширенную до- и послепродажную поддержку, включающую предоставление подробной информации о продукте, инструкций по его использованию и быструю реакцию на претензии заказчика. Соответственно, заказчик получает более высокое качество обслуживания.

Интернет значительно изменяет пространственный и временной масштабы ведения коммерции. Интернет - глобальное средство коммуникации, не имеющее каких-либо территориальных ограничений, при этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее, в противоположность традиционным средствам, где эта зависимость прямо пропорциональна. Таким образом, электронная коммерция позволяет даже самым мелким поставщикам достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Соответственно, заказчики также получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от географического расположения. Расстояние между продавцом и покупателем играет роль лишь с точки зрения транспортных издержек уже на этапе доставки товаров.

Временной масштаб в среде Интернета также значительно отличается от обычного и позволяет фирмам принимать решения в несколько раз быстрее, чем раньше. Информация и услуги в Интернете доступны круглосуточно. Кроме того, Интернет обладает высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации и тем самым поддерживать ее актуальность без временной задержки и затрат на распространение

Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям. Уровень такого обслуживания сравним с тем, что предлагают специализированные поставщики, но по массовым рыночным ценам. Одним из простых примеров может служить персональное представление Web-сайта для каждого из заказчиков производителя или дистрибьютора.

Во многих случаях электронная коммерция позволяет существенно сократить путь товара от поставщика к заказчику. Товары успешно доставляются непосредственно от производителя потребителю, в обход традиционных каналов в виде оптовых и розничных складов и торговых точек. Причиной сокращения каналов распространения является возможность для фирм взять на себя функции, традиционно выполняемые специалистами промежуточных звеньев, так как Интернет обладает более эффективной возможностью взаимодействия с потребителями и одновременно позволяет отслеживать информацию о потребителях.

Особый случай - продукты и услуги, которые могут быть доставлены электронным способом. При этом путь доставки сокращается максимально. Электронный способ широко применяется для доставки цифровых продуктов индустрии развлечений (фильмы, видео, музыка, журналы и газеты), информации, средств обучения и эффективно используется компаниями, занимающимися разработкой и поставкой программного обеспечения.

Одним из главных достижений электронной коммерции является экономия затрат при совершении сделки и ее последующем обслуживании. Таким образом, любой бизнес-процесс, в котором можно использовать электронное взаимодействие, имеет потенциал для сокращения затрат, что, в свою очередь, может быть основой снижения цен для заказчиков.

Билет №7(Нормативно-правовая база в области электронного бизнеса)

В Российской Федерации правовое регулирование отношений в области электронного документооборота и электронной коммерции осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации", "О связи", "Об электронной цифровой подписи", "Об участии в международном информационном обмене" и другими и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Что касается международного права, регулирующего сферу электронного бизнеса, то еще в 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Типовой закон об электронной торговле, разработанный и утвержденный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и руководство по его применению. Этот Закон применяется к любому виду информации в форме сообщения данных, используемой в контексте торговой деятельности. Под термином "сообщение данных" понимается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс. Основной правовой принцип электронной коммерции, который работает как на международных, так и на внутренних рынках, заключается в следующем: стороны, заключившие электронную сделку, не могут ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена, а часто исполняется (как в финансовой сфере) электронным способом и в основе ее не лежит традиционный бумажный документооборот, сопровождаемый традиционной собственноручной подписью(Соловяненко Н. Проблемы и направления правового регулирования Интернет-трейдинга //Рынок ценных бумаг. - 2000. - N 23 (182). - С. 48).

В январе 2002 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи", который предусматривает законодательное регулирование отношений, складывающихся по поводу заключения сделок с использованием электронной цифровой подписи (далее ЭЦП). Данный Закон также открывает возможность внесения изменений в целый ряд действующих законов, регулирующих финансовую систему России.

Закон об электронной цифровой подписи содержит следующие основные положения:

все экземпляры подписанного электронной цифровой подписью файла имеют юридическую силу;

файлы, подписанные ЭЦП, имеют доказательную силу в суде наравне с документами на бумажных носителях;

ЭЦП признается равнозначной собственноручной подписи физического лица, если проверена открытым ключом и сертификат на момент подписания действителен, а файл не изменялся;

лица, которые незаконно используют ЭЦП другого лица, несут уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.

Использование ЭЦП позволяет, не выходя из дома или офиса, безопасно и гарантированно совершать сделки по купле-продаже собственности; отстаивать свои права в органах правосудия, осуществляя переписку по электронной почте; использовать сеть Интернет для упрощения процедуры, связанной с представлением налоговой отчетности в налоговые органы.

Вопросы налогообложения сделок, совершенных в сети Интернет, находятся пока вне зоны законодательного регулирования и контроля со стороны государств по причине неприменимости в сети Интернет некоторых правовых категорий, которые имеют пространственно-временную привязку, например, понятий "постоянное представительство" и "реализация товаров, работ и услуг". Согласно ст. 5 Модельной конвенции "Организация экономического сотрудничества и развития" (OECD Model Tax Convention) об избежании двойного налогообложения постоянное представительство иностранного юридического лица предполагает наличие постоянного места предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично. Но в электронной коммерции предпринимательская деятельность может осуществляться без физического присутствия компании в стране потребителя посредством вэб-сайта, который размещен на сервере третьего лица.

При поставке товаров из другой страны в Россию такие товары обычно облагаются таможенной пошлиной при их пересечении границы. Но сеть Интернет и электронная торговля позволяют получать многие товары, такие, как музыкальные произведения, книги и программное обеспечение в электронной форме. В настоящее время не существует какой-либо системы для взимания таможенных пошлин с товаров, поставленных в электронном виде, хотя при физической поставке данные товары облагаются таможенной пошлиной. Согласно российским законам пересечение товарами "электронной границы" регулируется таможенным законодательством; однако не существует даже методики отслеживания такого вида импорта. В то же время международное сообщество считает, что новые налоги не должны вводиться применительно к электронным торговым сделкам.

Правительство США выступает в качестве наиболее активного сторонника отмены таможенных пошлин и тарифов во всех странах. Многие другие страны, включая страны - члены ОЭСР и ВТО, присоединились к США в отношении того, что электронная торговля должна быть освобождена от новых форм налогообложения, в том числе таможенных тарифов. Кроме того, сложилось единое мнение о том, что сокращение или отмена торговых тарифов будет только способствовать развитию международной торговли и выгоде для всех стран.

Вместе с тем существует и противоположная точка зрения, которую разделяют развивающиеся страны. Они считают, что их промышленности будет нанесен ущерб, если свободная торговля будет разрешена до того, как они станут конкурентоспособными на мировых рынках. Отсутствие согласованной позиции по вопросам электронной торговли в рамках ВТО привело к введению ВТО моратория на таможенные пошлины на электронные сделки.

Министерство РФ по налогам и сборам пока не выработало свою позицию по отношению к налогообложению электронной коммерции в таких вопросах, как:

должен ли взиматься налог на прибыль и на добавленную стоимость (НДС) с иностранных компаний, которые реализуют свои товары и услуги через сеть Интернет;

как квалифицировать налоговый статус иностранного юридического лица, осуществляющего коммерческую деятельность через свой вэб-сайт в сети Интернет;

могут ли компании, принимающие платежи за товары и услуги в электронных деньгах, уменьшать свои налоговые выплаты.

Рассматривая возможности доступа к банковским операциям, каталогам и прочим услугам, нужно отметить, что оплата этих услуг может происходить как традиционными методами, так и электронными с использованием "электронных денег". Пока еще нет правовой ясности в вопросах электронной торговли для полностью безбумажных трансакций. Учитывая тот факт, что Интернет-банкинг быстро развивается в России, Центральный банк РФ принял решение сформировать подразделение по надзору за электронной коммерцией банков, которое будет занимается разработкой нормативной базы для регулирования этой сферы деятельности. Но конкретных законопроектов, регулирующих сферу деятельности Интернет-банкинга, на рассмотрение в Государственную Думу РФ пока не предложено.

Необходимо отметить также, что правила использования технологий электронных коммуникаций в законодательстве Российской Федерации изложены в наиболее общем виде. Например, в Федеральном законе РФ от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" отсутствует упоминание о правилах участия в обмене информацией с использованием сети Интернет, не учитывается тот факт, что по компьютерным сетям можно передавать не только содержание, но и реквизиты документов. Кроме того, законодательно не определена единая система доказательств, принимаемых и применяемых в судебной практике при рассмотрении споров.

Помимо этого, нужны также разъяснительные документы по сертификации криптографических средств связи. Сейчас их сертификация осуществляется в нескольких местах (ФАПСИ, Гостехкомиссия и т.д.), что создает определенные трудности.

В отношении рынка ценных бумаг требуют уточнения некоторые нормы, касающиеся разрешения: от депозитарной и регистрационной видов деятельности до установления правового режима функционирования Интернет-бирж. Не рассмотрен пока законодательными органами РФ и ряд аспектов валютного и таможенного характера, электронной коммерции.

В последнее время в связи с реализацией коммерческой деятельности и совершением сделок в сети Интернет, как уже отмечалось, одной из практически значимых стала проблема применения в сети налогового и таможенного законодательств. По мнению автора, бизнес в сети Интернет должен облагаться налогами и таможенными пошлинами по двум направлениям: отдельно - как бизнес по обеспечению движения нематериальных информационных потоков и отдельно - как бизнес по движению товарных потоков. При этом налогообложение электронной торговли должно строиться на основе общепринятых международных стандартов, чтобы избежать несоответствия национальных налоговых правил и двойного налогообложения.

Отметим, что уровень развития сети Интернет в Российской Федерации пока отстает от уровня его развития в развитых странах (как по объемам, так и по достигнутым этапам), поэтому есть возможность, ничего не теряя, подождать с изменением законодательства в области электронной коммерции с тем, чтобы воспользоваться зарубежными наработками, когда они появятся.

В России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций. К. разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сети Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой сети в целом. Для России сегодня важно не отставать от тех процессов, которые происходят в области электронного бизнеса при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировую экономику.

Билет №8(Преимущества использования Интернет-технологий в экономике)

   
Расширение возможностей для клиента Обеспечение клиента необходимой ему информацией – один из ключевых факторов успешного ведения бизнеса. Благодаря технологии Интернет поддержка клиентов может быть более эффективной и оперативной. Веб-сайт должен обеспечивать взаимодействие между отделами компании, клиентом и поставщиком. Это в свою очередь повысит удовлетворенность потребителей, что в свою очередь приведет к увеличению доходности предприятия.
Доступность информации Всего несколько лет назад компаниям требовалось как минимум несколько дней для того, чтобы довести до клиентов информацию о выпуске новой продукции или изменении спецификации. Сегодня, благодаря Интернет, Вы имеете возможность донести эту информацию за несколько часов, опубликовав ее на веб-сайте.
Минимизация издержек Новые технологии позволяют совершить полный процесс сделки, включая: коммерческий запрос, оферту, закупочный ордер и выставление счета. Упрощение этих бизнес процессов позволяет компаниям значительно сократить затраты.
Возможность работать 24 часа в сутки: Самое большое преимущество online –бизнеса заключается в том, что он доступен 24 часа в сутки из любой точки света как для Вас, так и для Ваших клиентов и продажи осуществляются так же круглосуточно. Фактическое местонахождение вашей компании не имеет особого значения, так как контроль за осуществлением и проведением сделки осуществляется посредством Интернет.
Минимальные первоначальные вложения Для создания веб-сайта нет необходимости в больших финансовых вложениях. Вы можете найти в Интернет множество различных бесплатных или недорогих программ, с помощью которых можно создать веб-сайт с нуля. Многие бизнес-порталы предоставляют услуги для своих участников по созданию сайтов из готовых шаблонов и это стоит достаточно недорого.
Возможность глобализации Благодаря Интернет возможно выйти на глобальный уровень бизнеса с минимальными инвестиционными вложениями. Есть сотни вертикальных и горизонтальных электронных торговых площадок, доступных в сети. Эти площадки позволяют за номинальную плату получать доступ к большой аудитории потенциальных клиентов со всех уголков света.

Интернет технологии помогают экономике своими возможностями как: рекламы, быстрый доступ связи покупателя и продавца, огромный выбор, электронные системы платежей.

Билет №9( Роль индустрии ИКТ в электронном бизнесе. Социально-экономические выгоды общества от применения Интернет -технологий в экономике. )

Трудно оценить причинно-следственную связь и побочный эффект технологического, экономического и социального развития, чтобы доказать, что информационно-коммуникационные технологии действительно повышают экономическую эффективность и рост.
Можно предположить, что заметный прогресс в области информационно-коммуникационных технологий является главной причиной изменений в экономике торгового предприятия, в частности в потенциальном росте производительности труда. Более эффективная обработка информации и осуществление коммуникаций повышают эффективность действующих механизмов в экономической системе, что в свою очередь может повлечь за собой изменения в экономике торгового предприятия и даже влиять на годовой рост добавленной стоимости.
Традиционный взгляд на экономический рост представлен в теории Солоу, в модели которого основными источниками экономического роста
являются аккумуляция основных средств (капитала), рост производительных сил (труд) и технический прогресс.
Экономический рост может произойти за счет влияния основных средств или/и производительных сил на производительность труда. Технический прогресс обычно влияет на производительность труда, а значит, и на экономический рост.
Ромер идет дальше и подчеркивает тот факт, что некоторые факторы на входе процесса производства могут влиять на рост путем (всплески роста) увеличения доходов, зависящих от масштабов операции и эффективности. К таким факторам можно отнести, например, аккумуляцию знаний, управление знаниями, наличие внешних связей.
Можно предположить, что инновации в области технологий нарушают привычную связь между развитием предприятия и ростом, вызывая, так называемые, всплески роста, которые могут быть определены технологией общего назначения (Интернет), имеющей потенциальную возможность использования в широком спектре отраслей.
Выше уже отмечалось, что технология общего назначения изменяет действующую модель бизнеса. Можно также предположить, что она создает потенциал для широкомасштабного секторного роста и продолжительного роста ВВП.

Отдельный тип инноваций может быть также источником рекомбинированного роста, когда отдельные компоненты инновации могут быть рекомбинированны в ряд новых инноваций, служащих источником роста. Объективно можно сказать, что эти два типа инноваций усиливают друг друга и собственное влияние на рост.
Стратегические возможности компаний по организации и структуре бизнеса меняются с внедрением новых технологий, точно также как и процессы принятия решений. Чтобы понять, почему это происходит, необходимо оценить влияние новых технологий на микро экономическом уровне.
Новые товары и услуги показывают новое распределение стоимости между производителями, новое распределение затрат между клиентами и поставщиками. Имеется в виду, что затраты на экономическое взаимодействие и трансакции меняются и, как следствие, правила и возможности принятия низко затратных решений в менеджменте также изменятся, то есть изменится стратегия принятия решений.
Таким образом, возможности и риски, связанные с ИКТ, напрямую влияют на стратегии и соответственно имеют реальный эффект на макро экономическом уровне, а также оказывают влияние на процесс принятия решения, организационную структуру и организационное поведение фирмы (эффект на микро экономическом уровне).
Если говорить о микро экономическом уровне, то достаточно упомянуть потенциальные возможности влияния на конкурентоспособность
фирмы. Изменение производственных процессов и цепочек получения добавленной стоимости зависит от того, как и в какой мере внедряются ИКТ, то есть от процессов трансформации.
Чтобы выяснить экономическую сущность влияния трансформации традиционного торгового предприятия в электронное торговое предприятие на микро экономическом уровне предлагается рассмотреть пять причинно- следственных цепочек.
1-е логическое причинно-следственное построение: развитие ИКТ— > организационные инновации и реструктурирование управления -> эффективность и производительность -> экономический рост
Первая причинно-следственная последовательность определяет, что внедрение ИКТ влияет на экономический рост за счет изменения внутренних и внешних бизнес процессов фирмы, которые являются системой действий, создающих добавленную стоимость, то есть за счет снижения издержек на внутренние и внешние трансакции предприятия.
Возможность улучшенной системы обработки информации и использования новых коммуникационных средств является критическим условием ключевых процессов в бизнесе. В частности меняется процесс и ско рость принятия решения, что сказывается на производительности в отношении формирования стратегии и процессах коммуникации и координации. Интерактивные затраты внутри фирмы (издержки на внутрифирменные трансакции) меняются, что создает новые предпосылки для роста эффективности. Снижение затрат на взаимодействие и
координацию за счет применения интегрированных систем управления может создать условия для более гибкого и быстрого реагирования на рыночные изменения и принятия оптимальных решений.
Организационные ограничения должны быть пересмотрены для изменения возможных интерактивных затрат. Это может создать новые условия для стратегического позиционирования фирмы и, следовательно, для новых условий общего экономического порядка. Организация может повысить производительность и гибкость путем:
заключения соглашений с внешними организациями на выполнение некоторых управленческих функций (связь, бухгалтерский учет, внешняя сеть корпораций)
создания активных модулей
внедрения новых типов связей (с партнерами, работниками, покупателями)
внедрения нового механизма затрат, исполнения и распределения В оценке эффективности новых организационных форм (сети, альянсы, посредники) управление дорогостоящими и специфическими активами (материальными и нематериальными) является ключевой проблемой. Это относится к процессу принятия решения по поводу инвестиций (индивидуальных и коллективных), образования и системы накопленных знаний (интеллектуальный капитал фирмы), а также самой системы менеджмента.

Возможные проблемы. Изменение организационной структуры фирмы создает новые проблемы для отдела исследований и развития (управления инновациями и знаниями). Обучение и инновации должны быть организационно различны и чаще всего распределяться между разными организационными структурами. Эффективность затрат и особенно динамическая эффективность затрат на образование и инновации должны быть предметом серьезной оценки.
Недо оценка проблем, связанных с изменением затрат, неточность оценки качества информации, важной для принятия решения, может создать такой неэффективный механизм действия и управления, что он будет проигрывать по сравнению со старым механизмом.
Несмотря на то, что новые технологии создают множество новых механизмов и решений, важных для организации капитальных затрат и трудовых ресурсов в создании стоимости, при отсутствии точной информации, предоставленной в необходимое время и в требуемом объеме, ни о каком росте производительности и эффективности говорить не приходится.
Вывод. В отношении организационных и экономических процессов эффект от использования точной информации и улучшенных средств коммуникации является сложной составляющей. При увеличении количества и качества информации одновременно возрастает сложность принятия решения и возможность управления потоками информации. В то же время растет возможность снижения эффективности работы старого
инструментария из-за информационной перегрузки. Важно оценить преимущество новых технологий для компании и только тогда принимать решение об их внедрении.
2-е логическое причинно-следственное построение: ИКТ развитие —> более совершенный механизм совершения рыночных сделок и рыночного распределения -> рост эффективности и производительности — > экономический рост
Это построение базируется на предположении, что при внедрении ИКТ технологий экономический рост возможен за счет изменений процессов, происходящих на рынке.
Это связано с влиянием новых улучшенных технологий обработки информации и процессов коммуникаций на механизм распределения товаров и услуг между продавцом и покупателем (В2С) и между бизнесами (В2В: продавец - поставщик, производитель - поставщик, производитель - продавец и т.д.). То есть можно утверждать, что ИКТ могут сглаживать существующие несовершенства рынка.
Например, может измениться ско рость реагирования фирмы на рыночную ситуацию в связи с изменением в организации цепочек производства добавленной стоимости и организации сделок на рынке. В принципе, должно улучшиться соотношение между спросом и Предложением, поскольку удовлетворение спроса может осуществляться быстрее.

Возможные проблемы. К сожалению, могут возникнуть новые проблемы, связанные как с качеством товара, так и с качеством информации о товаре. Ряд проблем, существовавших и до внедрения ИКТ (прозрачность, ценовая дисперсия, асимметричная информация и т.д.) теперь могут служить источником новых потенциальных трансакционных затрат. В частности, необходимо думать о затратах на мониторинг сделки и создание атмосферы доверия как к качеству товара, так и к деловому партнеру.
Следующей проблемой может стать рост дискриминационного ценообразования в зависимости от клиента в случае проведения клиентоориентированных сделок. Результатом этого может стать рост усилий и затрат на процесс поиска как покупателем, так и поставщиком.
Смягчение несовершенства рынка может быть произведено разными способами благодаря существованию различных бизнес моделей электронной коммерции. Могут быть использованы различные брокерские модели, Интернет-аукционы, вертикальные сообщества и т.д.. Общей теории на этот счет до сего времени не существует.
Привлечение в бизнес-процессы средств ИКТ может расширить границы конкуренции для ряда товаров. Именно обострение конкурентной борьбы на рынке может положительно сказаться на функции рыночного распределения. В то же время вслед за проблемами информации и качества возрастает также риск, связанный с тем, что рост потенциального количества Конкурентов на рынке может привести к повышению опасности недо оценки рыночной ситуации.

Классификация современных рынков все более основывается на номенклатуре товаров и услуг, нежели по географическому принципу. Это означает, что производственные цепочки и цепочки поставщиков будут становиться более глобальными, что сделает систему заключений сделок с внешними организациями на проведение дополнительных работ более привлекательной. Частью этого может стать организация активности фирмы и услуг для покупателя по модульному принципу. Граница между отдельными рынками становится все более информационно зависимой. В то же время покупательская требовательность должна возрасти, таким образом, снижая возможности товарной взаимозаменяемости и перекрестную эластичность спроса. Это, вероятно, может привести к необходимости значительной реструктуризации части отраслей промышленности.
Опасностью в данной ситуации является также факт повышения затрат на поиск, согласование затрат, затрат на проведение политики завоевания доверия и затрат на информацию о качестве товара, который нельзя потрогать.
Вывод. Новые возможности по организации рынков создают новые возможности для предпринимательской деятельности. Существует много возможностей, например, стать посредником или поставщиком информации или/и товаров.
В этой ситуации также очень важны возможности управления и репутация.
41
В любом случае разумный баланс между маркетингом, управлением и эффективностью предоставляет возможность одновременного сокращения расходов и роста производительности.
3-е причинно-следственное построение: ИКТ развитие —> возможности по росту доходов, зависящих от масштаба операций -> новые улучшенные конечные продукты —> рост
Можно считать, что при внедрении ИКТ возможен экономический рост как следствие от продуктовых инноваций, создания нового товарного имиджа и в результате этого привлечение покупателя.
Чтобы понять значение специфических черт продукта следует различать два типа продукта:
новый продукт ИКТ-сектора
обновленный продукт «старого» сектора.
Новые продукты (компьютерное и технологическое оборудование, программное обеспечение и т.д.) можно рассматривать как конечный товар (обновленный продукт старого сектора) и одновременно как промежуточный товар или компонент, который в этом случае является объектом инвестиций в процесс инноваций.
Обновленные продукты (информационные продукты и улучшенные услуги) могут быть рассмотрены как продукты инноваций, которые могут создавать новые рыночные ниши для уже существующих товаров.
Во-первых, необходимо прежде всего понимать, что информационно насыщенные продукты имеют очень низкую маргинальную (предельную)
стоимость, что должно являться предметом тщательного рассмотрения менеджеров и руководителей, принимающих решения. Здесь очень важно оценить прибыль на возможные инвестиции, что является крайне сложной задачей, так как компании должны учиться ценовому различению имиджа, качества и услуг, что делает задачу принятия решений еще более трудной.
Второе, рост доходов, зависящих от масштабов операции, является ключевым аспектом новой сетевой экономики и ее продуктов. Прибыль минимальна от первых пользователей сети, но она растут с ростом сети за счет дополнительных периодических оплат до достижения критической массы.
Третье, знания, образование, информация могут значительно увеличить доходы, зависящие от масштабов операции. Эффективное управление знаниями может обеспечить, так называемый сетевой побочный эффект. Возросшие возможности по обработке информации и коммуникации посредством сетей имеют преимущества для индивидуального пользователя и для сети в целом.
Возможные проблемы. Проблемой может служить факт возможной монополизации рынка. Это означает жесткую конкурентную борьбу и дискриминационную политику в области ценообразования, что уменьшит доходы покупателя. Это потребует построения законодательной базы с тем, чтобы закрепить некие стандарты при ведении процессов с точки зрения экономики.

Вывод. В рассуждениях об эффективности и производительности следует помнить о важности доверия. Проблема доверия важна на этапе инвестиции средств в новые инновационные проекты не менее, чем репутация и стратегическая кооперация.
4-е причинно-следственное построение: Развитие ИКТ —> порождение социальных и культурных изменений в обществе —> рост эффективности и производительности —> экономический рост
Развитие ИКТ имеет огромное влияние на социальные и культурные тенденции в обществе, особенно на тенденции к глобализации и усилению позиций покупателя.
Рост информационных и коммуникационных процессов создает разного рода инициативы для социальных и культурных перемен в обществе, которые раньше требовали столетия (посредством иммиграции, колониальной торговли, воздушных путешествий и т.д.).
Последнее десятилетие указывает на сильные тенденции к экономической, социальной и культурной глобализации. Примером могут служить не только Coca-Cola, McDonalds, но и European Union, NAFTA и т.д. Трудно поверить, что подобные тенденции можно рассматривать как нечто автономное и независящее от развития ИКТ. В конце концов, возможности, предоставляемые ИКТ, безусловно влияют на процессы Интернационализации и ломают существующие барьеры.
Глобализация делает организации более открытыми для активной Деятельности и партнерства, что в свою очередь ускоряет процессы
глобализации. В результате можно сказать, что глобализация повышает эффективности и производительность фирм, рынков и оказывает огромное влияние на образование.
ИКТ также влияет на скрытые культурные процессы в сторону глобального сообщества. В свою очередь это оказывает влияние на рост тенденций к усилению позиций покупателя и выработке клиентоориентированных стратегий, и можно сказать, что роль ИКТ в этом процессе трудно переоценить.
С первого взгляда может показаться, что процессы глобализации имеют тенденции к укрупнению фирм. В то же время роль малых предприятий на локальном уровне велика. Кроме того, малые предприятия могут быть глобальными игроками в своей нише на мировом рынке, если они смогут завоевать хорошую репутацию. Они могут выступать в стратегических альянсах на временных или постоянных условиях. Кроме того, именно малые предприятия играют большую роль в усилении позиции покупателя, выступая посредниками при сборе информации о покупательских предпочтениях и используя эту информацию при разработке товаров для различных категорий покупателей. Малые предприятия также могут выступать торговыми агентами для специализированных предприятия, занимаясь поисками покупателей.
Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ИКТ влияет на социальную и культурную жизнь общества, является катализатором
процессов глобализации, при этом роль малых предприятий многократно возрастает.
5-е причинно-следственное логическое построение: Развитие ИКТ —> возможности для инноваций в образовании и управлении знаниями —> усиление процессов инноваций —> экономический рост (прогресс в развитии ИКТ)
Это, вероятно, самый важный механизм в потенциале новой экономики. Новый инструментарий в информационных и коммуникационных процессах инициирует связь и обмен информацией между предпринимателями на предконкурентном этапе. Это может сказаться положительно на технологическом прогрессе, особенно если процесс поиска и обмена информацией облегчен. Частично из-за проблем по эффективной защите информации индивидуальные и коллективные процессы в сфере инноваций и образования могут быть подвергнуты изменениям, поначалу особенно в ИКТ-секторе.
Эффективное управление знаниями как внутри предприятия, так и между отдельными предприятиями может быть значительно улучшено за счет использования приложений ИКТ. Внутри фирмы и за ее пределами распределение предпринимательских и инновационных возможностей может принести ощутимую прибыль и быть реальным преимуществом, если информация станет дешевле. Это означает, что предпринимательские инициативы в принципе могут быстрее и эффективнее принести прибыль.

В глобальном масштабе можно сказать, что улучшение ИКТ обеспечения ускоряет технологический прогресс. Это может даже создать возможности для постоянного экономического роста. Изменение эффективности структур цепочек производства добавленной стоимости может создать тенденцию к более мелким и более компетентным операционным единицам, которые могут положительно повлиять на процессы инновации и улучшить динамические показатели предпринимательства, повышая реальные возможности и инициативы внутрифирменного обучения.
Как уже говорилось, глобализация и повышение роли потребителя могут усилить инициативы по информационному обмену. Новые инициативы предпринимательской деятельности особенно заметны в сфере ИКТ и повсеместно иллюстрируют влияние на процессы конкуренции в наращивании потенциала знаний фирмы, который теперь все чаще рассматривается в качестве реального капитала фирмы.
Очень трудно оценить прибыль от инноваций из-за того, что чаще всего это является закрытой информацией, но можно предположить возможности роста, которые предоставляются фирме.
В соответствии с непосредственным и комбинированным влиянием 4-х причинно-следственных построений, обсуждаемых выше, индивидуальные и коллективные процессы познания, вероятно, должны измениться.
Во-первых, как показано в логике 3, процессы познания и инновации имеют специфические черты повышать прибыль в зависимости от объемов
операции и низкой маргинальной стоимости воспроизведения ИКТ-продукта. С одной стороны, эффективное управление знаниями внутри самой организации может улучшить процесс познания внутри самой организации за счет перераспределения избыточных знаний. С другой стороны, новые возможности в области ИКТ могут служить источником новых инициатив для исследователей и предпринимателей по коммуникациям и обмену информацией (на предконкурентном этапе). Оба эффекта могут служить топливом технологического прогресса, так как барьеры для образования в целом снимаются с введением ИКТ (востребованность знаний, расп ространение информации, информационная интерпретация и организационная память). Важно понимать что образование является частью культурных и социальных процессов в обществе, а следовательно, электронное образование может затронуть некоторые эффективные механизмы. С другой стороны, групповое мышление теряет свою силу по мере того, как информационные потоки увеличиваются и информация становится более насыщенной.
Во-вторых, как замечено во 2-м логическом построении, улучшенные рыночные механизмы приведут к получению прямой выгоды от эффективного предпринимательства и инноваций на рынке за счет распределения соответствующей прибыли. В свою очередь, это может положительно повлиять на инновационный и технологический процесс, которые предлагают пути более продуктивного использования предпринимательских инициатив.

Третье, как упоминалось в 3-м логическом построении, потенциальная эффективность новой организации многих цепочек производства добавленной стоимости создает тенденции к более мелким и более конкурентоспособным и компетентным операционным единицам. Это предполагает рост инноваций и создает позитивную динамику в предпринимательстве, которые, разумеется, взаимосвязаны с более продвинутыми возможностями обучения персонала как внутри самой организации, так и за ее пределами.
Наконец (4-я логика), глобализация и усиление потребительских позиций вне всякого сомнения усилят необходимость знаний как о продукте, так и об инновационных процессах, и как результат, о качестве конечного продукта и инновационных процессах и продуктах. Очень важно учитывать потребительское распределение товаров. Общие механизмы, которые приводят в действие предпринимательство и инновации в ИКТ, следовательно, могут улучшить функционирование, а следовательно, привести к экономическому росту.
Возможные проблемы. Прямым препятствием на пути к переменам могут стать высокие инвестиционные затраты, инвестиционные риски, невозможность правильной организации и принятия эффективных решений, основанных на ложной информации и т.д.
Необходимо принять к рассмотрению тот факт, что основные трудовые и сырьевые ресурсы имеют географическую привязанность. Таким образом Для многих физических и нефизических товаров затраты, связанные с
утилизацией и менеджментом остаются значительными. Координационные затраты и затраты на покрытие рисков, связанные с переходом на другие организационные структуры по созданию стоимости, снижаются медленно.
Следует заметить, что ско рость влияния инноваций и соответственно ско рость экономического роста зависит от способности определить наиболее слабые/чувствительные связи и звенья. Именно слабое/чувствительное звено дает ощутимое представление о системе необходимых трансформаций. Эти узкие места могут определяться трудовыми ресурсами работающего населения, социо-культурной практикой или ценностями, связанными с производством. Соответственно можно сказать, что выработка управленческого плана компании должна строиться на определении слабых/чувствительных звеньев и факторов, влияющих на снижение их негативного влияния на ведение бизнеса или на полное устранение. 50

Билет №10( Разработка стратегии развития предприятий электронного бизнеса )

Стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность

Стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие достигнет успеха.

Стратегия определяет, что нужно сделать сегодня, чтобы выжить завтра.

Как и любое другое предприятие, ставит своей основной целью завоевание большего сегмента рынка, повышение конкурентоспособности, расширение клиентской базы и, как следствие, увеличение доходов.

Основной деятельностью является предоставление услуг по перевозкам грузов и населения. Специфика услуг по перевозке как отрасли заключается в небольшой капиталоемкости производства, коротких сроках создания конечной продукции, подвижностью объекта производства работ, независимостью от природно-климатических, географических факторов, но состояние дорог, пробки и ДТП играют огромную роль для данной отрасли и т.д.

В первую очередь, чтобы быть привлекательным для потребителей фирме нужно иметь развитый благоприятный имидж, репутацию, быть на слуху, быть востребованной. Что касается такси и грузоперевозок, то здесь для привлечения клиентов важны цены, цены более низкие, чем у конкурентов, но этого мало – необходимо, чтобы потенциальные потребители узнали о том, что ТЭК "Апельсин" предлагает цены ниже, а качество предоставляемых услуг выше или не хуже, чем в других транспортных компаниях.

Итак, были определены основные цели, направленные на развитие имиджа, и на их основе предложены рекомендации по формированию стратегии развития предприятия:

- уделить внимание планированию и прогнозированию ситуаций, как на предприятие, так и во внешней среде;

- определить курс рекламной политики;

- заинтересовать крупных клиентов для долгосрочных договоров;

- обеспечить систему стимулирования работников;

- организовать контроль над предлагаемыми услугами.

Билет №11( Стратегия продвижения бизнеса в интернете: поисковые системы и каталоги т.д. )


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: