Бернштейн, С. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков / C. Б. Бернштейн. – М., 1961.
Бирнбаум, Х. Праславянский язык. Достижения и проблемы его реконструкции / Х. Бирнбаум. – М., 1987.
Бошкович, Р. Основы сравнительной грамматики славянских языков / Р. Бошкович. – М., 1984.
Вайан, А. Руководство по старославянскому языку / А. Вайан. – М., 1952.
Ван-Вейк, Н. История старославянского языка/ Н. Ван-Вейк. – М.,1957.
Горшкова, О. В. Сборник упражнений по старославянскому языку / О. В. Горшкова, Т. А. Хмелевская. – М., 1985.
Иванова, Т. А. Старославянский язык: учебник для филологических факультетов институтов / Т. А. Иванова. – М., 1997.
Истрин, В. М. 1100 лет славянской азбуки / В. М. Истрин. – М., 1988.
Камчатнов, А. М. Старославянский язык: учебное пособие / А. М. Камчатнов. – М., 2001.
Кондрашов, Н. А. Славянские языки / Н. А. Кондрашов. – М., 1962.
Кузнецов, П. С. Очерки морфологии праславянского языка / П. С. Кузнецов. – М., 1961.
Мейе, А. Общеславянский язык / А. Мейе. – М., 2000.
Можаева, И. Е. Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике 1945–1974 гг. / И. Е. Можаева. – М., 1980.
|
|
Ремнева, М. Л. Старославянский язык: учебное пособие / М. Л. Ремнева. – М., 2004.
Старославянский словарь / под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки, Э. Благоевой. – М.: Рус. яз., 1994.
Стеценко, А. И. Хрестоматия по старославянскому языку / А. И. Стеценко. – М., 1984.
Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Старославянский язык» является базовым курсом для дисциплин историко-лингвистического цикла. Организовать самостоятельную работу над курсом поможет учебно-методическое пособие по старославянскому языку. Каждое задание пособия включает литературу по данной теме, перечень вопросов для уяснения и закрепления теоретического материала, упражнения. Прежде всего, необходимо письменно ответить на вопросы, пользуясь рекомендованными учебными пособиями. Затем следует приступить к выполнению упражнений. Как правило, это упражнения, требующие объяснения происхождения того или иного звука старославянского языка. В этом случае следует прибегнуть к методу сопоставительного анализа. Необходимо подобрать однокоренное слово в старославянском языке с исконным согласным, установить тип чередования, определить, в результате какого фонетического процесса исконный согласный перешел в другой звук. Необходимо также постоянно сравнивать факты старославянского и современного русского языков. Это облегчает изучение незнакомого языка, помогает понять закономерности самого русского языка.
Контроль текущей учебной деятельности студентов и оценка результатов обучения осуществляется с помощью рейтинговой системы.
|
|
Посещение лекций оценивается 1 баллом;
Посещение практических занятий – 1 баллом;
Выполнение задания к практическому занятию – 2 баллами;
Выполнение индивидуального задания – 10 баллами;
Выполнение задания повышенной сложности – 10 баллами.
** обозначены задания, которые выполняются отдельными студентами по указанию преподавателя.
*** обозначены задания повышенной сложности. Индивидуальное задание и задание повышенной сложности выполняется по желанию студента. Студент допускается к экзамену, если он набрал не менее 40 баллов.