Структура и содержание учебной дисциплины
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Объем дисциплины и виды учебной работы Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
1. Старославянский язык как древнейший письменно-литературный язык славян, его роль в формировании культуры и литературы славянских народов. Церковнославянский язык. Диалектная основа старославянского языка. Происхождение старославянского языка. Задачи дисциплины – 2 ч.
|
|
2. Славянские азбуки. Вопрос об их сравнительной древности. Важнейшие глаголические и кириллические памятники, их характеристика – 2 ч.
3. Понятие о праиндоевропейском и праславянском языках. Праиндоевропейская фонетическая система. Возникновение праславянских гласных на базе долгих и кратких гласных праиндоевропейского языка. Изменения в системе согласных. Фонетические процессы праславянской эпохи, связанные с тенденцией к слоговому сингармонизму. 1 палатализация заднеязычных – 4 ч.
4. Изменение сочетаний согласных с j (йотовая палатализация) – 2 ч.
5. Звуковые процессы праславянской эпохи, связанные с тенденцией к открытости слогов. Изменение дифтонгов в монофтонги. II и III палатализации заднеязычных согласных – 2 ч.
6. Судьба сочетаний согласных с носовыми *n и *m. Изменение сочетаний типа *tort, *tolt, *tert, *telt – 2 ч.
7. Изменение сочетаний типа *tъrt, *tъlt. Судьба сочетаний *ort, *olt в начале слова – 2 ч.
8. Грамматические разряды слов в старославянском языке. Имя существительное. Категории рода, числа, падежа. Распределение существительных по склонениям на основе учета древнейших основ. Склонение существительных с древней основой на *ā, *jā и на *-ŏ, *-jŏ – 2 ч.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1.История жизни, борьбы и подвигов славянских просветителей Кирилла (Константина-философа) и Мефодия.
2. Графика памятников старославянской письменности.
|
|
3. Фонетическая система старославянского языка второй половины IX в.
4. Редуцированные Ъ, Ь, Ы, И. Падение редуцированных. Следствия падения редуцированных.
5. Фонетические процессы праславянской эпохи, вызванные ЗСС. 1 палатализация заднеязычных согласных.
6. Ассимилятивное смягчение согласных перед *j.
7. Фонетические процессы праславянской эпохи, вызванные ЗОС. Монофтонгизация дифтонгов. 11 и 111 палатализации заднеязычных согласных.
8. Изменение сочетаний гласных с носовыми согласными.
9. Судьба сочетаний типа *tort в праславянском языке.
10. Судьба сочетаний типа *tъrt в праславянском языке.
11. Упрощение групп согласных в праславянском языке.
12. Контрольная работа.
13. Типы склонения существительных в старославянском языке. Склонение с древней основой на *ā, *jā, -*ŏ, *jŏ.
14. Склонение с древней основой на -*ŭ, -*ĭ, на согласный.
15. Местоимение в старославянском языке.
16. Формы настоящего времени глагола в старославянском языке.
17. Формы прошедшего времени глагола в старославянском языке.
18. Синтаксические особенности старославянского языка.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная:
Хабургаев, Г. А. Старославянский язык: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Г. А. Хабургаев. – М., 1986.
Войлова, К. А. Старославянский язык: пособие для вузов / К. А. Войлова. – М., 2003.
Бондалетов, В. Д. Старославянский язык: сб. упр. / В. Д. Бондалетов, Н. Г. Самсонов, Л. Н. Самсонова. – М., 2000.