почти ровесник Рокотова. Левицкий родился в 1735 г и умер в 1822 г. украинского происхождения. Хохол и казак. Родился в Киеве в семье священника. Участвовал в качестве подмастерья в росписи Андреевского собора в Киеве. Там его заметили и в конце 1750-х годов он переехал в Петербург, учился в академии художеств, возможно у театрального декоратора итальянца Валериани.
За исполненный в 1750 г портрет архитектора Кокоринова Левицский получил звание академика. Левицкий в отличие от Рокотова, который уехал в Москву, не имел официальной должности и жил на частные заказы; Левицкий жил при должности в Петербурге, руководил портретным классом в академии художеств в течение 16 лет.
Левицкий — весьма плодотворный мастер. Он отдал дань всем разновидностям портретного жанра. Он писал маленькие миниатюры на жести и слоновой кости, он писал камерный портрет, огромные парадные портреты. Портреты костюмированные, аллегорические, всевозможные.
Помимо физономического сходства достигал декоративной эффектности, уделял большое внимание позе, жесту и осанке, что требует свободного владения перспективными ракурсами. У него в отличие от Рокотова всегда прочитывается материальный объем и глубина пространства и живопись у него очень осязательная.
|
|
Портрет Прокофия Акифьевича Демидова. 1770-е годы. Здесь видно, что Левицкий в отличие от Рокотова способен вдохновляться блестящей чувственно эффектной оболочкой жизни, внешними ее церемониальными аспектами, которые составляли существенную сторону жизни 18-ого века. В парадном портрете главное не раскрытие внутреннего мира, а умение казаться необременительно естественным. Левицкий достигает этого блестяще. Портрет Демидова входит в серию парадных портретов опекунов московского воспитательного дома. Демидов тоже чудак, сын богатейшего горнозаводчика, учился за границей, получил образование в Гамбурге, никогда не служил, при этом имел чин действительного статского советника, полученный исключительно за его широчайшую благотворительность, а именно в 1770-е годы он основал московское коммерческое училищей. Известен был много тысячными пожертвования на московский университет и огромными вкладами в строительство воспитательного дома. При этом он был жуткий чудак. Увлекался ботаникой, имел огромную оранжерею, где лично выращивал редкие орхидеи и тюльпаны. И этот аспект его интересов подчеркнут в его портрете. Он опирается на лейку, там ботанический атлас, луковицы тюльпанов и в горшках растут цветы на фоне колонн и драпировок. Опять демонстративный жест, которым он одновременно указывает на цветы и на воспитательный дом. Здесь ему 63 года и в этом портрете совмещены приметы трех типологических разновидностей портретов 18 века: во-первых, это портрет парадный. Во-вторых, это домашний портрет в халате. В третьих портрет в роли. Как сцена из хорошо поставленного спектакля. Тонкая ирония в насмешливо скептическом выражении лица героя портрета и впечатление, что художник и герой перемигиваются.
|
|
Столь же причудливую смесь искусственного и естественного демонстрирует портрет для смольного института благородных девиц. Этот самый институт был одним из главных PR-проектов Екатерины-2. Никаких женских учебных заведений в России не было и Екатерина-2 в 1764 г основывает смольный институт для благородных девиц возле смольного монастыря. Туда принимают либо дочерей благородных фамилий, а иногда отбирали. Туда могли попасть девушки-дворянки из простых семей при условии, если их родители отличились на службе.
Серия была создана в 1770-е годы по приказанию императрицы на кануне первого выпуска смолян. Позировали воспитанницы, особо отличившиеся в науках и искусствах. Всего семь портретов. Два двойных, остальные одинарные. Трое изображены танцующими: Нелидова, Левшина и Борщова. Одна музицырует. Молчанова демонстрирует химические опыты. Хрущева и Хаванская разыгрывают сцену из спектакля. Две изображены просто так.
Эти портреты по всей видимости представляли из себя декоративную серию. Скорее всего были предназначены для музыкальной гостинной большого дворца в Петергофе и составляли ансамбль и должны были быть развешены в определенном порядке, который отчасти здесь воспроизведен.
Портреты смольнянок объединены общей идеей доброго воспитания, что характерно для философии просвещения. Самый знаменитый из них:
Екатерина Ивановна Нелидова. Она изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации. Здесь ей лет 15-17. Она была маленького роста, изящная, умная, веселого нрава, но лицом не очень. Она учась в смольном институте прославилась в роли служанки Сербины в опере «Служанка-госпожа». По выходу из института она была определена фрейлиной Павлу-1 и стала его фавориткой. Она имела большое влияние на императора Павла-1. Потом он отдалил ее от двора, а потом был убит.
В отличие от Рокотова все детали выписаны с предельным иллюзионизмом, атласные платься, кисельные фартучки и шарфики можно потрогать рукой.
Двойной портрет Екатерины Николаевны Хрущевой и Екатерины Николаевны Хаванской. 1770-е годы. Они изображены в пьессе в пасторальном дивертисменте из комической оперы «Капризы любви илюминетта при дворе». Одна играет скромницу-пастушку, а другая играет мужскую роль ловеласа.
Остальные менее известны и менее интересны.
«портрет Натальи Борщовой».
Одна из двух старших воспитанниц демонстрирует химические опыты.
Глафира Алымова с арфой.
Левшина. Изображена танцующей (в театральной роли).
Аксессуары фона — колонны, пышные драпировки, природные мотивы, которые создают некую возвышенную обстановку. Демонстрация плодов доброго воспитания. Театрализованные портреты в роли.
Левицкий прекрасно владеет и искусством откровенно алегорического парадного портрета. Таково его большое полотно и главная его программная работа - «Екатерина-2 — законодательница в храме богини правосудия». 1780-е годы.
Тут есть определенная программа, разаработанная в кружке поэтов, писателей и художников. Потом уже по написанию портрета Державин написал в своем стихотворении об этом портрете так:
Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена, -
Сошла - и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
...
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
|
|
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству.
Здесь она в виде богини Фемиды. Антураж соответствующий — колонны, занавесы, облака. Перед статуей Фемиды — алтарь. На алтаре Екатерина-2 сжигает цветы мака, символизирующие сон и покой. Она приносит в жертву сон и покой во имя блага своих подданных. У ее ног книги закона, которые охраняет орел с оливковой ветвью. Там еще барельеф афинского мудреца Солона, который считался знаменитым законодателем. На дальнем плане море и корабль. Корабль олицетворяет торговлю.
Все детали аллегорические. Все вместе — воплощение идеального государства и государыни. Отвлеченная идея воплощена с великолепным живописным размахом. Сияющая золотистая фигура импреатрицы, царящая среди алых и пурпурных тканей создает мощный звучный праздничный цветовой аккорд, как нельзя лучше отвечающий идее торжества, прославления, триумфа. Опять живопись у него тактильная. Все детали выписаны совершенно осязательно.
Помимо больших парадных портретов Левицкий писал камерные портреты и создал целую галерею своих современников. Наиболее интересные и привлекательные у него образы людей, близких ему по духу.
«портрет Марьи Алексеевны Диковой». Она была невестой архитектора Николая Львова, друга художника, входившего в некий интеллектуальный кружок. 1770-е годы. Портрет камерный погрудный. Это просто антипод Струйской. Здесь фигура дана в энергичном повороте, что подчеркивает динамичную подвижную натуру этой жизнерадостной полнокровной девушки. Все формы объемные, пластичные, упругие. Нейтральный фон не представляет неких эманаций, как это было у Рокотова. Виртуозно написана фактура материалов. Цветовое решение строится на тончайшей гармонии. Зеленый с розовым.
Совсем по-другому он написал ее тремя годами позже.
вот ее же портрет, где она уже замужняя дама.
портрет архитектора Львова.
Более поздние портреты Левицкого более светские репрезентативные и живопись его становится более эмалево-фарфорово гладкой.
портрет одной из придворных дам. Это Урсула Мнишек, жена коронного маршала, известная красавица. Овальный большой формат. Фарфорово-эмалевая живопись. О духовной глубине здесь говорить нельзя, но тем не менее одна из блестящих работ Левицкого. Мастерски вписана в овал ее полуфигура, с иллюзорной достоверностью передана фактура. Сплавленный мазок придает эмалевую гладкость. Холодный голубой и золотисто-жемчужный колорит. Блистательная красавица. Мастерский портрет без особой глубины.
|
|