Введение
Тест Д. Векслера, предназначенный для исследования структуры интеллекта детей, является надежным, научно обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инструментом. Однако это вовсе не снижает требований к знаниям, навыкам и психологической интуиции экспериментатора. Твердое знание им порядка предъявления стимуль-ного материала и правил численной обработки ответов испытуемого следует считать обязательным условием при принятии решения об использовании WISC в психодиагностических целях.
Перевод WISC и адаптация материалов его субтестов на русский язык осуществлена А. Ю. Панасюком. Описание адаптированного варианта методики опубликовано в 1973 году. Это описание имеет ряд недостатков, затрудняющих грамотное использование WISC:
1. В описании отсутствуют наглядные материалы, без которых понимание текстовой части в некоторых случаях становится невозможным.
2. В тексте опущены некоторые сведения, обосновывающие и тем самым делающие понятными некоторые правила обработки данных тестирования.
|
|
3. В таблицах имеют место ошибки, создающие противоречия между указаниями, даваемыми в разных частях описания.
Составители настоящего "Руководства» поставили перед собой задачу устранить эти мелкие редакторские погрешности в описании А. Ю. Панасюка, унифицировать, по возможности, работу экспериментатора с WISC и WAIS, а также сообщить ему дополнительную информацию, полезную для корректного применения методики WISC.
Ю. И. Филимоненко В. И. Тимофеев
Общие положения
Интеллектуальный тест для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Его название в достаточной степени отражает место данного теста в структуре тестов, изучающих познавательные процессы. В психодиагностике принята такая группировка [2, с. 27]:
Ø тесты способностей, измеряющие относительно простые способности, психические процессы;
Ø тесты достижения, цель которых заключается в оценке усвоения ребенком определенной программы;
Ø тесты интеллекта, представляющие собой совокупность разнородных интеллектуальных заданий, оцениваемых в результате единым показателем.
По своему содержанию и по исходным принципам его формирования тест WISC может быть полезным при решении следующих диагностических задач:
Определение готовности ребенка к обучению в школе.
Приступая к решению этой задачи, следует, однако, иметь в виду, что эта готовность не является сколько-нибудь однородным фактором. Она зависит не только от наследственных задатков и гармоничности процесса их созревания, но также и от опыта учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье, от специфических особенностей школы и выдвигаемых ею требований к знаниям, умениям и навыкам обучаемого.