Определение готовности ребенка к обучению в школе

Введение

Тест Д. Векслера, предназначенный для исследования структу­ры интеллекта детей, является надежным, научно обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психоди­агностическим инструментом. Однако это вовсе не снижает тре­бований к знаниям, навыкам и психологической интуиции экспе­риментатора. Твердое знание им порядка предъявления стимуль-ного материала и правил численной обработки ответов испытуе­мого следует считать обязательным условием при принятии ре­шения об использовании WISC в психодиагностических целях.

Перевод WISC и адаптация материалов его субтестов на рус­ский язык осуществлена А. Ю. Панасюком. Описание адаптиро­ванного варианта методики опубликовано в 1973 году. Это опи­сание имеет ряд недостатков, затрудняющих грамотное исполь­зование WISC:

1. В описании отсутствуют наглядные материалы, без кото­рых понимание текстовой части в некоторых случаях становится невозможным.

2. В тексте опущены некоторые сведения, обосновывающие и тем самым делающие понятными некоторые правила обработ­ки данных тестирования.

3. В таблицах имеют место ошибки, создающие противоре­чия между указаниями, даваемыми в разных частях описания.

Составители настоящего "Руководства» поставили перед собой задачу устранить эти мелкие редакторские погрешности в описании А. Ю. Панасюка, унифицировать, по возможности, ра­боту экспериментатора с WISC и WAIS, а также сообщить ему до­полнительную информацию, полезную для корректного приме­нения методики WISC.

Ю. И. Филимоненко В. И. Тимофеев


Общие положения

Интеллектуальный тест для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Его название в достаточной степени отражает место данного теста в структуре тестов, изучающих познавательные процессы. В пси­ходиагностике принята такая группировка [2, с. 27]:

Ø тесты способностей, измеряющие относительно простые способности, психические процессы;

Ø тесты достижения, цель которых заключается в оценке ус­воения ребенком определенной программы;

Ø тесты интеллекта, представляющие собой совокупность разнородных интеллектуальных заданий, оцениваемых в резуль­тате единым показателем.

По своему содержанию и по исходным принципам его фор­мирования тест WISC может быть полезным при решении следу­ющих диагностических задач:

Определение готовности ребенка к обучению в школе.

Приступая к решению этой задачи, следует, однако, иметь в виду, что эта готовность не является сколько-нибудь однород­ным фактором. Она зависит не только от наследственных задат­ков и гармоничности процесса их созревания, но также и от опы­та учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье, от специфических особенностей школы и выдвигаемых ею тре­бований к знаниям, умениям и навыкам обучаемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: