Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы», Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и навыков звукового анализа, зрительного внимания и восприятия, тактильных ощущений, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, навыка пения с музыкальным сопровождением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения для распевки «Кормушка», картинка-загадка «Дикие птицы», мешочек с плоскостными изображениями зимующих птиц, указка, мяч, игра «Веселые путешественники», буквари по числу детей, контейнер с цветными карандашами.
|
|
Предварительная работа. Пение распевки «Кормушка»1 с музыкальным руководителем.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие тактильной чувствительности, актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы».]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с мешочком в руках и предлагает им по очереди опустить руку в мешочек, нащупать плоскостное изображение птицы и назвать ее. Дети выполняют задание. Логопед приглашает их в кабинет. Дети садятся на стульчики, стоящие вокруг стола, и кладут плоскостные изображения птиц перед собой.
2. Пение распевки «Кормушка». [Развитие навыка хорового пения с музыкальным сопровождением. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы».]
Логопед предлагает детям вспомнить и исполнить песенку «Кормушка» и включает запись музыкального сопровождения.
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов, и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке. Н. Нищева
3. Работа по картинке-загадке «Дикие птицы». [Развитие зрительного внимания и восприятия.]
Логопед выключает магнитофон и помещает на доску картинку (рис. 23).
Логопед. Посмотрите внимательно на картинку-загадку и найдите на ней изображения своих зимующих птиц, плоскостные изображения которых лежат перед вами. Вы будете по очереди подходить к картинке и обводить указкой изображение птицы.
Дети находят изображения совы, вороны, синицы и снегиря и по очереди обводят их. Логопед убирает плоскостные изображения птиц.
|
|
Логопед. Молодцы. Вы выполнили очень трудное задание. Только всех ли птиц вы показали?
Дети. Нет, не всех.
Логопед. Кого еще вы видите? Назовите и покажите птиц.
Дети называют и показывают голубя, дятла, воробья.
1 ГавришеваЛ. Б., Нищева И. В. Логопедические распевки.- СПб., ДЕТСТВО-ПРКСС, 2005.
Логопед. Отлично! Вы просто молодцы! У меня есть еще одно задание по этой картинке.
4. Подбор слов со звуками [в] и [в'] и определение места этих звуков всловах. [Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа.]
Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картинку, перечислить все слова со звуком [в], определить место звука [в] в этих словах. Если дети затрудняются в поиске, логопед оказывает им необходимую помощь.
1-й ребенок. Сова. Звук [в] стоит в середине этого слова.
2-й ребенок. Ворона. Звук [в] стоит в начале этого слова.
3-й ребенок. Воробей. Звук [в] стоит в начале этого слова.
4-й ребенок. Варежка. Звук [в] стоит в начале этого слова.
1-й ребенок. Волосы. Звук [в] стоит в начале этого слова.
2-й ребенок. Воротник. Звук [в] стоит в начале этого слова.
3-й ребенок. Стволы. Звук [в] стоит в середине этого слова.
4-й ребенок. Клювы. Звук [в] стоит в середине этого слова.
Логопед. Великолепно. Вы не допустили ни одной ошибки. И последнее задание по этой картинке. На ней вы видите ветки деревьев. Определите место звука [в'] в этих словах.
1-й ребенок. Ветки. Звук [в'] стоит в начале этого слова.
2-й ребенок. Деревья. Звук [в'] стоит в середине этого слова.
Логопед. Я горжусь вами! А теперь давайте немного отдохнем и проиграем.
5. Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?» (Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
Дети выходят на коврик, встают в круг, логопед берет в руки мяч.
Логопед. Я называю часть тела какой-то птицы и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч, говорите, чья это часть тела, и возвращаете мяч мне. Постарайтесь быть внимательными. Клюв вороны.
1-й ребенок. Вороний клюв.
Логопед. Голова совы.
2-й ребенок. Совиная голова.
Логопед. Гнездо воробья.
3-й ребенок. Воробьиное гнездо.
Логопед. Крылья голубя.
4-й ребенок. Голубиные крылья.
Логопед. Молодцы! А теперь давайте вспомним пальчиковую гимнастику.
6. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. см. Занятие 2. Тема «Зима. Зимующие птицы».)]
Логопед убирает мяч и вместе с детьми выполняет пальчиковую гимнастику.
7. Игра «Веселые путешественники». [Автоматизация звука [ж] в словах с открытым слогом.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер и поиграть в новую игру. Он кладет на ковер плоскостное изображение саней, запряженных тройкой коней.
Логопед. Новая игра называется «Веселые путешественники». Дети в карнавальных костюмах отправляются на карнавал. Давайте отправим в путешествие тех путешественников, в названиях которых есть звук [ж]. Вы будете сажать путешественника в сани и правильно произносить его название. Следите за произношением звука [ж].
Логопед раскладывает на ковре плоскостные изображения детей в новогодних костюмах жабы, пожарного, ежика, моржонка, жука, жирафа, журавля, чижика, предлагает детям рассмотреть картинки и подумать, все ли названия картинок им знакомы. Если детям трудно, логопед сам произносит названия, а дети по очереди повторяют их. Только после этого проводят игру. Каждый ребенок берет по две картинки, «сажает» путешественника в сани и произносит его название.
Логопед. Очень хорошо. Наши путешественники могут отправляться в дорогу, ехать на новогодний карнавал. Вы правильно произнесли их названия, следили за произношением звука [ж].
8. Работало книге «Мой букварь». [Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.]
|
|
Логопед убирает игру, предлагает детям пройти за стол, раздает им буквари.
Логопед. Откройте буквари там, где лежат закладки. Мы закончили чтение слов и предложения под картинками. Теперь давайте прочитаем пары слогов и слов.
1-й ребенок. Во-фо.
2-й ребенок. Фо-во.
3-й ребенок. Ва-фа.
4-й ребенок. Фа-ва.
1-й ребенок. Вот-фото.
2-й ребенок. Фото-вот.
3-й ребенок. Вата-фата.
4-й ребенок. Фата-вата.
Логопед. Рассмотрите картинку. На ней нарисована фата, головной убор невесты. Прочитайте слово под картинкой.
Дети. Фата.
Логопед. Какие похожие звуки вы слышали в слогах и словах, которые только что читали?
1-й ребенок. Звуки [в] и [ф].
Логопед. Произнесите звук [в] и расскажите о нем.
Дети произносят Звук [в].
2-й ребенок. Это звонкий твердый согласный звук.
Логопед. Произнесите звук [ф] и расскажите о нем.
Дети произносят звук [ф].
3-й ребенок. Это глухой твердый согласный звук.
Логопед. Молодцы. Вы выполнили и это мое задание.
9. Упражнение «Раскрась кружки». [Совершенствование навыков фонематического анализа.]
Логопед ставит на стол контейнер с цветными карандашами.
Логопед. И последнее задание сегодня. Сейчас вы прочитаете слоги в нижней части страницы, а потом раскрасите кружки, обозначающие звуки в этих слогах. Это самостоятельная работа. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание. Логопед беседует с ними в ходе работы, предлагает объяснить, почему они закрашивают кружок тем или иным цветом.
Логопед. Вы справились с самостоятельной работой, дали мне необходимые пояснения. Закройте буквари.
10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они вы полняли, рассказать, что им было интересно делать на занятии. Затем они оценивает работу каждого ребенка и благодарит всех за работу.