Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение, составление предложений по картинкам). Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь сольно и в ансамбле.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, плоскостные изображения домашних животных для коврографа, картинки с изображениями домашних животных1, черно-белая картинка «Коза с козлятами» из книжки-раскраски по числу детей, контейнер с карандашами, магнитофон, кассета с записью музыкального Сопровождения песенки «Конь», карточки со словами для составления предложений.
|
|
Предварительная работа. Пение с музыкальным руководителем песенки «Конь».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает пройти к коврографу.
1 НищеваН. В. Домашние животные. Книжка-раскраска.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
Логопед. Рассмотрите изображения домашних животных, вспомните их названия. Теперь выполните следующее задание. Назови двух животных, в названиях которых только один слог, Вадик.
1-й ребенок. Это конь и кот.
Логопед. Назови двух животных, в названиях которых по два слога, Настенька.
2-й ребенок. Это баран и овца.
Логопед. И ты назови двух животных, в названиях которых по два слога, Кирилл.
3-й ребенок. Это коза и свинья.
Логопед. А ты назови двух животных, в названиях которых по три слога, Ариша.
4-й ребенок. Это корова и собака.
Логопед. Хорошо. Молодцы.
2. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа).]
Логопед предлагает детям сесть перед коврографом на ковер по-турецки.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?» Еще раз внимательно посмотрите на изображения животных. Теперь за-, кройте глаза.
Логопед убирает одно изображение.
Логопед. Кого не стало? Начните свой ответ со слов не стало.
1-й ребенок. Не стало барана.
Логопед возвращает изображение барана на место и убирает изображение другого животного, когда дети вновь закроют глаза. Игра проводится несколько раз, с тем, чтобы все дети по очереди ответили на вопрос логопеда.
|
|
3. Упражнение «Составь предложение». [Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение, составление предложений по картинкам).]
Логопед приглашает детей за стол и раздает им картинки.
Логопед. А теперь я предлагаю вам составить предложения о животных вот по этим картинкам.
1-й ребенок. Свинья ест овощи из большого деревянного корыта.
2-й ребенок. Кот опрокинул и разбил кувшин с молоком.
3-й ребенок. Конь с желтой гривой стоит в стойле на конюшне.
4-й ребенок. У черного пса хвост колечком и белая грудка.
Если дети составляют нераспространенные предложения, логопед предлагает распространить их с помощью вопросов: «Из какого корыта ест свинья? С чем был кувшин, который опрокинул кот? Где стоит конь с желтой гривой? Какого цвета грудка у пса?» (И т. п.)
4. Упражнение «Найди козлят». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.]
Логопед убирает картинки и раздает детям другие, которые им предстоит раскрашивать, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на картинки и помогите козе найти всех козлят. Сколько козлят вы видите?
Дети. Мы видим трех козлят.
Логопед. Обведите нарисованных козлят простым карандашом, а потом раскрасьте их. Какими они могут быть?
Дети. Они могут быть серыми, черными, пятнистыми.
Дети выполняют задание.
Логопед. Дома вы можете раскрасить картинку до конца и подарить ее маме или папе, а сейчас давайте отдохнем.
5. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой моторики, координация речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Домашние животные».)]1
6. Пение песенки «Конь». [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова,
1 Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
петь сольно и в ансамбле.]
Логопед предлагает детям свободно встать на ковре и включает запись музыкального сопровождения. Дети вместе с логопедом поют знакомую песню.
Звонко цокают копытца,
Конь идет к реке напиться.
Хвост пушистый у коня,
Как косичка у меня. Н. Нищева
7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние животные».)]
Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, чтобы они правильно сели и хорошо видели в зеркале свое лицо и лицо логопеда. Выполняют упражнения, которые были отработаны на предыдущем занятии.
8. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильного произношения звука [ж] в предложениях. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние животные».)]
Дети остаются у зеркала. Логопед сидит на маленьком стульчике у них за спинами. Дети повторяют за логопедом предложения из книги «Будем говорить правильно» (стр. 35).
9. Упражнение «Составь и прочитай предложение». [Совершенствование навыка чтения предложений с пройденными буквами.]
Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой находятся карточки со словами для предложений и карточки с точками.
Логопед. Прочитайте слова на карточках.
Дети. У Ани, Дима, под дубом, вот, вата, дог, кот, дома.
Логопед. Выберите по две карточки, составьте предложения на доске и прочитайте их. Не забудьте поставить точку в конце каждого предложения.
1-й ребенок. У Ани дог.
2-й ребенок. Под дубом кот.
3-й ребенок. Дима дома.
4-й ребенок. Вот вата.
Логопед. Отлично! Молодцы!
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает карточки со словами и предлагает детям перечислить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять. Можно предложить детям оценить работу друг друга.
|
|