Грузовик песок везет.
Удивляется народ:
«Вот так чудо-чудеса —
В нем песок под небеса!» Н. Нищева
Логопед выключает магнитофон
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о стройке, о профессиях людей, которые работают на стройке, познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.
2. Игра «Громко хлопай». [Развитие фонематического восприятия.]
Логопед просит детей остаться на ковре.
1 Гавришева Л. В., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Под зонтом гуляет Зоя,
Зоя прячется от зноя.
Дети. Звук [з]
Логопед. Давай произнесем звук [з] все вместе
Дети вместе с логопедом произносят звук [з]
Логопед. Почувствуйте - когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [ з] — гласный или согласный?
Дет и. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
|
|
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определи, он звонкий или глухой.
Дети. Он звонкий.
Логопед. Твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Логопед. Верно, это согласный твердый звонкий звук. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з]
3, с, д, з, ж, з, т, и, з, с.
За, ду, со, зу, жа, зо, то.
Зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, добрый, светлый.
Дети слушают и хлопают, услышав звук [з]
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто скорее?» [ Развитие навыков звукового анализа и синтеза. ]
Логопед предлагает детям занять места за столиком.
Логопед. А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку, У победителя должно быть фишек больше всех. 3. а. Что получилось?
1-й ребенок. За.
Логопед. Верно. Получи фишку. 3, о, Что получилось?
2-й ребенок. Зо
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов: зу, зи, ваза
Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.
4. Работа по книге «Мой букварь». [ Знакомство с буквой Зз. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи]
Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 53
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Япрочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Под зонтом гуляет Зоя,
Зоя прячется от зной.
В каких словах этого стихотворения есть звук [з]?
Дети. Зонтом, Зоя, зноя,
|
|
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы идите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
Дети. Значит, буква Зз обозначает два звука: [з] и [з'].
Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы четыре буквы, составим из них слово и узнаем, что прячется за забором.
Дети находят буты к, о, з, а и составляют из них слово коза.
Логопед. Молодцы! Вы быстро справились с заданиями, я вами горжусь. А теперь пройдите к доске. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?
Дети. Два полукруга.
Логопед. Как они расположены?
Дети. Они повернуты влево и стоит один на другом.
Дети проходят к доске и составляют каждый по одной букве 3.
Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Переверните страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.
1-й ребенок. За.
2-й ребенок. Зу.
3-й ребенок. Зо
4-й ребенок. Зи.
1-й ребенок. Зы.
2-й ребенок. Зуб.
3-й ребенок. Таз.
4-й ребенок.Воз.
1-й ребенок. Ваза.
2-й ребенок. Зима.
3-й ребенок. Зонт.
4-й ребенок.Коза.
1-й ребенок. Зубы.
2-й ребенок. Тазы.
3-й ребенок. Мимоза.
4-й ребенок.Заноза.
1-й ребенок. Магазин.
Логопед. Прочитайте слова под картинками.
2-й ребенок. Таз.
3-й ребенок. Воз.
Логопед. Что такое воз?
Дети. Это телега, повозка.
4-й ребенок.Зонт.
1-й ребенок. Мимоза.
Логопед. Что такое мимоза?
Дети. Это растение.
Логопед. Теперь прочитайте предложения под картинками.
2-й ребенок. У Зины заноза.
3-й ребенок. У Зои мимоза.
Логопед. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! А теперь закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
5. Физкультурная пауза «Кровельщик». [Развитие координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Профессии настройке».)]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать упражнение.
6. Упражнение «Строители». [ Развитие темпо-ритмической стороны речи. Автоматизация звука [р] в цепочках слогов]
Логопед предлагает детям остаться на ковре.
Логопед. Предстаньте себе, что вы строители. Возьмите в руки воображаемые отбойные молотки. Я буду прохлопывать ритм. Вы будете изображать, что работаете с отбойным молотком, и повторять этот ритм, произнося слог ра.
РА, ра, ра, Ра, Ра.
РА, РА, РА, ра, ра.
ра, ра, ра, РА, РА.
7. Упражнение «Повтори замной». [ Автоматизация звука [р] всловах и предложениях с ними. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает повторить за ним по цепочке предложения («Будем говорить правильно», стр. 87).
8. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. ]
Логопед приглашает детей за стол, раздаем им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что нарисовано в ее верхней части?
Дети. Замок, зонт, большая и маленькая буквы Зз.
Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква 3 — согласная.
Дети раскрашивают буквы.
Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить замок и зонт. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Зз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу верхний полукруг, а потом нижний, Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
Логопед. Закройте тетради.
9. Составление рассказов-описаний о строителях с опорой на схему и картинку. [Развитие связной речи. ]
Логопед приглашает детей за стол, помещает на магнитную доску картинки с изображениями строителей.
|
|
Логопед. Посмотрите на знакомую вам схему. Сейчас вы будете составлять рассказы о людях, работающих на стройке. Сначала вы скажете, как называется профессия человека на картинке, где он работает, потом объясните, что делает, чем пользуется.
Дети по очереди составляют рассказы.
1-й ребенок. Это каменщик. Он работает настройке, кладет стены из кирпича. Для работы ему нужны кирпичи, раствор, мастерок, (И т.п.)
Логопед предлагает детям определить лучшего рассказчика.
10. Окончание занятия. [ Оценка работы детей]
По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.