Среди важнейших событий, произошедших в эпоху Йазида ибн Муавийи можно назвать битву на харре[385], сражение с ‘Абдуллахом ибн аз-Зубайром и убийство аль-Хусайна.
Из-за этих событий некоторые считают дозволенным проклинать Йазида ибн Му‘авийу, тогда как другие запрещают это. Разрешающие это должны доказать три вещи: что Йазид был грешником (фасик), и что он не покаялся (поскольку даже если неверующий покается и примет ислам, Аллах простит его), и что разрешается проклинать определённого человека.
Мы знаем, что не разрешается проклинать умершего, если только его не проклинал Всевышний Аллах и Его посланник. посланник Аллаха r сказал: «Не ругайте мёртвых, ибо они уже отправились к тому, что уготовали для себя»[386].
Религия Аллаха основана не на поношении, а на нравственных достоинствах. Поношение не имеет никакого отношения к религии Аллаха. Более того, посланник Аллаха r сказал: «Поношение мусульманина — нечестие, а сражение с ним — неверие» [387].
Поношение мусульманина — нечестие, а о Йазиде никто не говорил, что он не был мусульманин. Самое большее, в чём его обвиняют — грехи (фиск). Но даже эти обвинения, как мы уже говорили, нуждаются в подтверждении и обосновании. Только Всевышний Аллах знает, насколько они соответствуют истине.
|
|
Зато известно, что посланник Аллаха r сказал: «Первым воинам из моей общины, которые примут участие в военном походе на город императора (Константинополь), простятся их грехи» [388].
А этим войском командовал Йазид ибн Му‘авийа, и с ним были известнейшие из сподвижников — Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Ибн ‘Аббас и Ибн Аййуб. Этот поход был предпринят в 49 году от хиджры.
Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Йазид совершил огромную ошибку, велев своему командующему Муслиму ибн ‘Укбе лишить Медину её святости и неприкосновенности на три дня во время битвы на харре, что привело к гибели многих сподвижников и их сыновей».[389]
Подводя итоги, скажем, что на всё воля Всевышнего Аллаха. Что же до Йазида, то, как сказал аз-Захаби, мы не должны «ни ругать его, ни любить его».[390]
Однажды к имаму ар-Рази пришёл один человек и сказал: «Я ненавижу Му‘авийу». Тот спросил: «Почему же?» Этот человек ответил: «Потому что он сражался с ‘Али без права». Ар-Рази сказал: «Господь Му‘авийи милосерден, а противник его благороден, так зачем ты встаёшь между ними?».[391]
Раздел второй
Искренность веры сподвижников
Часть первая