Таких групп четыре. Это шииты, хариджиты, ненавистники Ахлю-ль-бейт и мутазилиты.
Они приводят следующие доказательства:
1. Некоторые сподвижники посланника Аллаха r ослушивались Аллаха.
2. Среди сподвижников были те, о ком в Коране сказано, что они лицемеры.
3. Если бы все они были искренне верующими, то они должны быть равны между собой, а если нет равенства, значит, нет и искренности веры.
4. Отсутствие доказательств того, что каждый сподвижник посланника Аллаха r был искренне верующим и правдивым.
Однако эти доводы не выдерживают критики, и опровергнуть их не составляет труда.
Если говорить о грехах, то они не мешают им быть искренне верующими, поскольку искренность веры не предполагает безгрешности.
Если говорить о лицемерии, то это тоже ложь, поскольку лицемеры не входили в число сподвижников, ибо согласно определению, сподвижник — это человек, который встречался с пророком, будучи верующим, и умер верующим. А лицемеры не встречались с пророком r, будучи верующими, и не умирали верующими. Следовательно, они не подходят под это определение.
|
|
Что же касается равного положения, то оно вовсе не является непременным следствием искренности веры. Мы утверждаем, что все они были искренне верующими, однако Абу Бакр t был лучше всех остальных сподвижников, а за ним следуют ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, а за ними — остальные сподвижники из числа десяти обрадованных Раем при жизни. За ними следуют участники битвы при Бадре, за ними — приносившие «клятву довольства» под деревом, и так далее. То есть сподвижники не равны в своих достоинствах.
Всевышний Аллах сказал:
«Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли. Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» [416].
К тому же, пророки Всевышнего тоже не были равны между собой. Всевышний Аллах сказал:
«Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до (определённых) степеней» [417].
Так же и сподвижники.
Что же касается утверждений о том, что мы не располагаем доказательствами того, что все сподвижники посланника Аллаха r были искренне верующими, то мы уже приводили ранее соответствующие доказательства из Корана и Сунны.
Разумеется, критикующие сподвижников привели некоторые доказательства своих утверждений. Однако прежде чем привести эти доказательства, приведём Слова Всевышнего:
|
|
«Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом”» [418].
Критикующие сподвижников основывают свои убеждения на сомнительных утверждениях, касающихся Корана и Сунны. В следующей главе мы приведём эти утверждения и опровергнем их.
Часть третья