1. Запаситесь терпением. Изменений в поведении нельзя добиться за одну ночь. Вспомните, сколько времени вам понадобилось, чтобы научиться водить машину, заниматься каким-то видом спорта или изучить иностранный язык.
2. Берите для тренировки только один какой-то пункт, например овладение состоянием взрослые-я в стрессовых ситуациях. И только тогда, когда вы надежно овладеете им, переходите к следующему пункту и т.д. Ставьте себе маленькие, действительно реальные цели.
3. Если вы после какой-то ситуации установите, что вам не удалось вести себе так, как хотелось бы, относитесь к себе снисходительно.
4. Радуйтесь, если вам удается вести себя по-новому.
5. Уличайте себя, если находите психологические уловки, чтобы не перейти в новое конструктивное состояние.
6. Будьте ответственны за свои поступки.
7. Философски относитесь к тому, как с вами обращаются окружающие. Не каждый удар завершается голом.
ОПАСНОСТИ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА
Сам по себе трансактный анализ безопасен. Но использовать его можно при высокой степени ответственности, чтобы это не обернулось деструктивной манипуляцией другими людьми. Ведь и в случае с ножом решается — является ли он полезным орудием, например для чистки картошки, или используется как оружие для нанесения ран. В трансактном анализе есть опасности, о которых речь пойдет ниже.
|
|
ЯРЛЫКИ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА
Постоянно отдавайте себе отчет в том, что трансактный анализ является моделью, использующей понятия коммуникации. Язык трансактного анализа не должен иметь ничего общего с повседневной жизнью, но он всегда полезен, если вы хотите проанализировать какую-то сложную ситуацию, используя критерии трансактного анализа, и описать ее языком этого анализа.
На моем предприятии, где большинство сотрудников знакомы с трансактным анализом, его язык в повседневном общении является табу. Мы используем его исключительно на семинарах, на которых этот анализ служит моделью объяснений в конфликтной ситуации.
Человек, который занимался трансактным анализом, нередко начинает наклеивать на каждого ярлыки типа: игрок в "Пни меня" или игрок в игру "Позор" и пр. Это не приносит пользы, так как приводит к стереотипам. Даже если, например, игрок в "Я глуп" задает разумные вопросы, их сразу же связывают с этой игрой. В этом случае практически невозможно общаться с собеседником адекватно.