Этапы реализации комиссии в ДОУ

В работе комиссииможно выделить ряд последователь­ных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

• Диагностика и обследование ребенка начинается либо с за­проса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с со­гласия родителей. Последнее должно быть документально заре­гистрировано в карте развития или в каком-либо другом доку­менте. Описание проблем или жалоб происходит при записи ре­бенка на консультацию. Это можно рассматривать как предва­рительный этап сопровождения ребенка.

Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии.

• Важной проблемой этого этапа является определение после­довательности «прохождения» ребенком различных специали­стов. Кто из них должен первым обследовать ребенка, то есть проводить так называемый первичный прием? До сих пор на этот вопрос нет однозначного ответа. Несомненно, многое зави­сит от состава специалистов комиссии. Практика консульта­тивно-диагностической деятельности показывает, что существу­ет два приемлемых варианта. Если в учреждении имеется пси­холог с большим опытом работы, первичный прием целесооб­разно проводить ему. Если психолог не обладает необходимым опытом, первичный прием может проводить любой другой спе­циалист, в первую очередь логопед или врач.

• В первом варианте психолог определяет, кто из специали­стов должен обследовать ребенка, а в некоторых случаях и по­следовательность их консультаций.

• Психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (так называемый психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнес­тические данные.

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных за­ключений всеми специалистами комиссии.

Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позво­ляет выработать единое представление о характере и особенно­стях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут.

При необходимости определяется последовательность рабо­ты с ребенком различных специалистов.

Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц, их замещающих) на коллегиальном об­суждении? По нашему мнению, если это обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специали­стами (в течение 3-5 дней после последнего обследования), вполне возможно не приглашать ребенка и его родителей.

Родителям сообщается заключение в понятной для них фор­ме. Как правило, это делает руководитель комиссии или пси­холог. В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понят­ные рекомендации. В отдельных (наиболее сложных) случаях специалист должен в доступной для родителей форме предос­тавить им прогноз дальнейшего развития ребенка.

Направление ребенка на городскую консультацию.

Ребенок направляется на консультацию более высокого уров­ня в том случае, если:

• Дошкольная комиссия не приходит к общему мнению;

• родители не принимают решений и рекомендаций комиссии ДОУ.

Общее заключение комиссии передается в муниципальную (городскую) консультацию. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреж­дение с рекомендациями специалистов.

Согласование деятельности специалистов по коррекци­онно-развивающей работе.

По нашему мнению, функция распределения и согласования воздействий специалистов на ребенка должна быть возложена на психолога, так как он в большей степени является выразите­лем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить уси­лия всех специалистов требует от психолога особых психотера­певтических навыков, умения создать деловую атмосферу в ра­боте комиссии.

Реализация рекомендаций комиссии.

Составляется план коррекционных мероприятий. Они могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. Наиболее важной задачей психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ре­бенка или группы детей. На каждого ребенка заводятся соответ­ствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.

В завершение этого этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обсле­дование.

По результатам промежуточного обследования заседание комиссии про­водится только в следующих случаях, если:

• отмечается явно недостаточная или отрицательная дина­мика развития;

• были получены значительные изменения состояния ребенка;

• произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.

Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продол­жается, то она проходит по этой же схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: