В теорию политики системный анализ ввел Д. Истон. В своих работах «Политическая система» (1953), «Концепту-
альная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) и других он исходил из представлений о политической жизни как подсистеме общества среди других подсистем (экономика, культура, социальная структура), находящихся в общей окружающей среде - природе. Модель политической системы Истона имеет не только социально-системный, но и кибернетический характер. Эта система взаимодействует с окружающей ее средой через определенные отношения, суммирующие все поступающие извне импульсы - входы (|при1з) и все выходящие воздействия на окружающую среду - выходы (оифи1з).
Окружающая среда (епу1гоптеп1з) политической системы сложна и включает в себя интрасоциетальную и экстра-социетальную составляющие. Интрасоциетальная среда, в свою очередь, состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем. Последняя система подразделяется на подсистемы культуры, экономики, социальной структуры, демографии и др. Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы. Последние состоят из таких внешних подсистем, как культурная, социальной структуры, экономическая, демографическая и др. Политическая система реагирует на исходящие из этой сложной окружающей среды импульсы. Из какой бы системы или подсистемы окружающей среды импульсы ни исходили, они носят социальный, т. е. выраженный социализированным индивидом или группой характер. По отношению к политической системе импульсы могут быть двух типов: требования и поддержка. Импульсы-требования бывают следующих видов:
|
|
- импульсы, касающиеся распределения благ и услуг (заработной платы, условий труда, образования, здравоохранения и др.);
- импульсы, касающиеся регулирования поведения (безопасности, протекционистской политики и др.);
- импульсы, касающиеся коммуникации и информации (свободного и равного доступа к информации и др.).
Импульсы-поддержки выражаются в:
- соблюдении гражданами законов;
- активном участии в политической жизни;
- лояльном отношении к власти и внимании к официальной информации;
-оказании услуг и материальном обеспечении политической системы (исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.).
Импульсы-требования и импульсы-поддержки, поступающие на вход, перерабатываются политической системой в сигналы выхода или получают вид создания законов и норм; распределения ценностей и услуг; регулирования поведения и взаимодействия в обществе.
|
|
Сигналы выхода или политические выходы оказывают определенное воздействие на окружающую среду (граждан данной страны, соседних стран и мировое общественное мнение), которая в свою очередь реагирует на решения политической системы, посылая на ее вход новые импульсы. Так образуется контур обратной связи (^ееаЪаск 1оор), играющий важную стабилизирующую роль и помогающий системе снять стресс -напряжение, вызванное импульсами окружающей среды.
Истон рассматривал политическую систему с одной стороны как определенную структуру власти, с другой - как непрерывный процесс, «взаимосвязанный поток поведения», направленный от входа к выходу и замкнутый стабилизирующей обратной связью.
«...Системный анализ политической жизни, - отмечал он, - опирается на представления о системе, находящейся в некоторой среде и подвергающейся внешним возмущающим воздействиям, угрожающим вывести существенные переменные системы за пределы их критических значений. В рамках этого анализа важным является допущение о том, что для того, чтобы выжить, система должна быть способной отвечать с помощью действий, устраняющих стресс. Действия властей имеют ключевое значение в этом отношении. Поэтому для действий, причем и эффективных, власти должны иметь возможность получать необходимую информацию о происходящем. Обладая информацией, власти могут быть способными обеспечить в течение некоторого времени минимальный уровень поддержки системе».1