Информационно-коммуникативная модель политической системы

Появление этой модели вызвано бурным развитием ин­формационных технологий, лавинообразным ростом количе­ства информации и коммуникаций в обществе и его полити­ческой системе. Коммуникативная модель политической системы - это порождение информационного общества с его лозунгом «кто владеет информацией, тот и правит».

Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком К. Дойчем. В своей кни­ге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представления о полити­ческой системе как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей, кото-

1 См. Бурлацкий Ф.М., Галкин АЛ. Социология, политика, междуна­родные отношения. М., 1974, с. 176.


рый он структурировал на четыре последовательно распо­ложенных блока-субпроцесса, составляющих единый инфор­мационно-коммуникативный процесс управления обществом (см. схему). В первом блоке расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды, т. е. из самых разных источников: государственных и обществен­ных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производится отбор необходимых данных и их коди­рование. Во втором блоке происходит сравнение получен­ной информации с доминирующими в государстве ценнос­тями, традициями и нормами и отбор в соответствии с пред­почитаемыми целями, ее накапливание и хранение. Вари­анты возможного развития процессов и вызванные ими из­менения передаются в третий блок или в центр принятия ре­шений. Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решений, т. е. исполнители, которые не толь­ко выполняют решения, но и информируют систему о ре­зультатах реализации решений и о состоянии самой систе­мы, подают на вход системы сигнал обратной связи.

Оценка и отбор
Принятие решений
Реализация решений

Прием информации

обратная связь

Обратная связь играет в системе важную роль. Она ста­билизирует эту динамичную и готовую к неожиданным из­менениям конструкцию. Именно поэтому некоторые авторы учебников1 причисляют систему-процесс Дойча к киберне­тическому типу моделей.

Эффективность и стабильность функционирования поли­тической системы зависит от количества и качества посту­пающей информации и состояния ее коммуникационных сетей. При этом в политическую систему должна поступать как внешняя информация, т. е. весь необходимый для уп­равления объем фактов о состоянии общества и всей окру­жающей среды, так и внутренняя, то есть информация о состоянии и динамике изменений самой системы. Дойч, как

1 См. например: Соловьев А.И. Политология: Политическая тео­рия, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001, с. 233.


и многие ученые и политики до него, уподоблял процесс управления обществом управлению кораблем, которое стро­ится на основании знания окружающей среды (в данном случае моря, атмосферы), точного местоположения судна, элементов его движения и расстояния до цели. Целью, а точнее целями политической системы, по Дойчу, являются обеспечение стабильного развития и динамического равно­весия между интересами всех политических групп. На дос­тижение этих целей системой оказывают воздействие сле­дующие движущие силы:

-информационная нагрузка на систему, которая опреде­ляется масштабом правительственных программ, частотой и скоростью изменений, заложенных в этих программах;

-запаздывание реакции системы на поставленные зада­чи и изменяющиеся условия функционирования;

-величина приращения реакции самой системы на изме­нения: чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели;

-способность системы к упреждению - готовность решать новые проблемы, появившиеся на пути к цели.

Анализируя функционирование политической системы в процессе управления обществом с использованием выше­приведенных переменных, Дойч вывел три закономерности:

- при достижении цели возможность успеха обратно про­порциональна информационной нагрузке и запаздыванию реакции системы;

- успешность функционирования системы зависит от ве­личины приращения реакции на изменения, но при дости­жении порогового значения изменений эта закономерность становится обратной;

- успешная работа системы зависит от способности к уп­реждению, т. е. способности правительства видеть перспек­тиву и предпринимать необходимые действия в случае по­явления угроз достижению цели.

Дойч считал, что, используя информационно-коммуника­тивную модель, можно объективно и достоверно оценить эффективность реальных политических систем, которые се­годня действительно сильно зависят от качества самых раз­нообразных коммуникаций, т. е. передачи политической ин­формации от управляющих к управляемым и обратно, меж­ду блоками политической системы, между политической си­стемой и окружающей средой. Коммуникаторами здесь слу­жат все участники политического процесса. На качество и


скорость коммуникации оказывает влияние тип политичес­кой системы. В демократических политиях производство, передача и использование информации не встречают искус­ственных препятствий в виде секретных служб, цензуры, ограничения свободы слова, собраний, деятельности партий, общественных организаций и средств массовой информа­ции. В недемократических странах информированность граж­дан о решениях политической системы, особенно об истин­ных основаниях тех или иных решений, недостаточная. Ско­рость передачи информации, ввиду постоянного контроля коммуникаций и цензуры информации здесь намного ниже, зато намного выше скорость распространения и больше ко­личество слухов, которое частично компенсирует недоста­ток правдивой внешней и внутренней информации, но не способствует адекватной и эффективной коммуникации в системе и обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: