Появление этой модели вызвано бурным развитием информационных технологий, лавинообразным ростом количества информации и коммуникаций в обществе и его политической системе. Коммуникативная модель политической системы - это порождение информационного общества с его лозунгом «кто владеет информацией, тот и правит».
Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком К. Дойчем. В своей книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представления о политической системе как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей, кото-
1 См. Бурлацкий Ф.М., Галкин АЛ. Социология, политика, международные отношения. М., 1974, с. 176.
рый он структурировал на четыре последовательно расположенных блока-субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом (см. схему). В первом блоке расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды, т. е. из самых разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производится отбор необходимых данных и их кодирование. Во втором блоке происходит сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами и отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, ее накапливание и хранение. Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок или в центр принятия решений. Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решений, т. е. исполнители, которые не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы, подают на вход системы сигнал обратной связи.
|
|
Оценка и отбор |
Принятие решений |
Реализация решений |
Прием информации
обратная связь
Обратная связь играет в системе важную роль. Она стабилизирует эту динамичную и готовую к неожиданным изменениям конструкцию. Именно поэтому некоторые авторы учебников1 причисляют систему-процесс Дойча к кибернетическому типу моделей.
Эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит от количества и качества поступающей информации и состояния ее коммуникационных сетей. При этом в политическую систему должна поступать как внешняя информация, т. е. весь необходимый для управления объем фактов о состоянии общества и всей окружающей среды, так и внутренняя, то есть информация о состоянии и динамике изменений самой системы. Дойч, как
|
|
1 См. например: Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001, с. 233.
и многие ученые и политики до него, уподоблял процесс управления обществом управлению кораблем, которое строится на основании знания окружающей среды (в данном случае моря, атмосферы), точного местоположения судна, элементов его движения и расстояния до цели. Целью, а точнее целями политической системы, по Дойчу, являются обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп. На достижение этих целей системой оказывают воздействие следующие движущие силы:
-информационная нагрузка на систему, которая определяется масштабом правительственных программ, частотой и скоростью изменений, заложенных в этих программах;
-запаздывание реакции системы на поставленные задачи и изменяющиеся условия функционирования;
-величина приращения реакции самой системы на изменения: чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели;
-способность системы к упреждению - готовность решать новые проблемы, появившиеся на пути к цели.
Анализируя функционирование политической системы в процессе управления обществом с использованием вышеприведенных переменных, Дойч вывел три закономерности:
- при достижении цели возможность успеха обратно пропорциональна информационной нагрузке и запаздыванию реакции системы;
- успешность функционирования системы зависит от величины приращения реакции на изменения, но при достижении порогового значения изменений эта закономерность становится обратной;
- успешная работа системы зависит от способности к упреждению, т. е. способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели.
Дойч считал, что, используя информационно-коммуникативную модель, можно объективно и достоверно оценить эффективность реальных политических систем, которые сегодня действительно сильно зависят от качества самых разнообразных коммуникаций, т. е. передачи политической информации от управляющих к управляемым и обратно, между блоками политической системы, между политической системой и окружающей средой. Коммуникаторами здесь служат все участники политического процесса. На качество и
скорость коммуникации оказывает влияние тип политической системы. В демократических политиях производство, передача и использование информации не встречают искусственных препятствий в виде секретных служб, цензуры, ограничения свободы слова, собраний, деятельности партий, общественных организаций и средств массовой информации. В недемократических странах информированность граждан о решениях политической системы, особенно об истинных основаниях тех или иных решений, недостаточная. Скорость передачи информации, ввиду постоянного контроля коммуникаций и цензуры информации здесь намного ниже, зато намного выше скорость распространения и больше количество слухов, которое частично компенсирует недостаток правдивой внешней и внутренней информации, но не способствует адекватной и эффективной коммуникации в системе и обществе.