Во время обследования на медико-педагогической комиссии определяется уровень овладения понятием числа, вычислительными навыками и решением задач.
У дошкольников достаточно исследовать элементарные представления о количестве и простейшие счетные операции. Детям, обучающимся в I—II классах массовой школы, кроме арифметических заданий и примеров, необходимо предложить решать задачи с подробным объяснением смысла производимых действий.
1. Представление о количестве.
Для проверки сформированности представлений о количестве детям может быть предложен ряд последовательно усложняющихся заданий.
Во время обследования дошкольников надо выяснить, знают ли они цифры и имеют ли понятие о составе числа в пределах 5. Детям дошкольного возраста предлагают назвать цифры, рассказать о составе числа в пределах 5, определить количество предметов (палочки, кубики) в группе (один — много; один — два — много), сравнить два множества предметов (показать, где больше (меньше) предметов). Кроме того, их просят пересчитать группу расположенных в ряд или в случайном порядке предметов, назвать итоговое число и обозначающую количество предметов цифру.
|
|
Дошкольников и учащихся I—II классов массовой школы просят считать в прямом и обратном порядке: от единицы и дальше, от 5, 10, 20 до единицы, от заданного числа до другого заданного числа (от 2 до 8, от 9 до 16, от 19 до 7 и т. д.).
Учащихся I класса массовой школы просят назвать предыдущее и последующее числа, сравнить два числа, сказать, какое из них и на сколько больше и меньше.
Во время обследования учащихся II—III классов массовой школы выясняется, какое представление они имеют о разрядах. В связи с этим им задают вопросы типа: «Сколько единиц в одном десятке?», «Сколько единиц в сотне?», «Сколько десятков в сотне?», «Сколько единиц и десятков в числах 16, 37, 52?», «Сколько сотен, десятков и единиц в числах 126, 207, 400?» Могут быть даны задания типа: «Назови (напиши) число, состоящее из двух десятков», «Скажи, какое из двух двузначных чисел (например, 37 и 73) больше».
2. Счетные операции. При проверке состояния счетных операций у дошкольников можно ограничиться примерами на сложение и вычитание в пределах 5 или 10. Если при этом детям недоступны приемы увеличенного счета, они могут пользоваться наглядным материалом. Учащимся I—II классов массовой школы задания даются в пределах, второго десятка и сотни. Учащимся II—III классов могут быть предложены задания на умножение и деление.
Ниже приводится.предлагаемые Детям задания возрастающей сложности: примеры на сложение и вычитание в пределах первого десятка; примеры на сложение и вычитание в пределах второго десятка без перехода через десяток; примеры на сложение и вычитание в пределах второго десятка с переходом через десяток; примеры на сложение и вычитание с круглыми десятками в пределах сотни; примеры на сложение и вычитание без перехода через разряд в пределах сотни; примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах сотни; примеры на табличное умножение и деление; примеры на внетабличное деление и умножение.
|
|
3. Решение задач. Во время анализа решения задачи, учитывается способность ребенка повторить условие задачи и вопрос, составить решение, ответить на вопрос задачи и дать объяснение решения. Проверяется, могут ли дети поставить вопрос к заданию, понимают ли структуру задачи с недостающим, компонентом и структуру более сложных задач.
Ниже приводятся предлагаемые детям задачи (в порядке возрастающей сложности): на нахождение суммы_ и остатка двух чисел (Дошкольники и учащиеся I класса массовой школы); на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (I—II классы массовой школы); на разностное сравнение чисел и нахождение неизвестных компонентов действия (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое); на сложение и вычитание в два действия, составление математического выражения задачи (II—III классы массовой школы); на увеличение и уменьшение числа в несколько раз большего или меньшего (II—III классы массовой школы); комбинированные арифметические задачи, (1—III классы массовой школы).
Варианты задач различного типа приводятся в приложении.