Работаем с текстами, построенными по последовательной (цепной) логической схеме

Упражнение 7. Прочитайте текст и анализ его структуры, помогающий понять, как раскрывается авторская мысль через расположение материала по последовательной схеме. Сформулируйте проблему и позицию автора.

(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.

(2)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (3)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (4)Наоборот, по ночам они разгораются. (5)И нет такого снотворного, чтобы усыпить их.

(6)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (7)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. (8)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза.

(9) Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. (10) Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

(11)Да что там — весь мир! (12)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

(13)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (14) Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. (15) Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (16)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (17)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. (18)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

(По К.Г. Паустовскому)

Анализ структуры текста (объяснение развития авторской мысли)

Текст начинается с размышления К.Паустовского о том, что человека всегда мучают сожаления. Затем автор отмечает самое сильное сожаление о быстротечности времени. Из этого сожаления вытекает другое, сожаление о том, что человек из-за быстротечности времени мало успевает увидеть. Но К.Паустовский убежден, что все это не так и страшно, так как с сожалением о том, что мало увидел, легко справиться, нужно только уметь видеть необыкновенное рядом с собой.

Анализируя такой текст, мы говорим не о доводах, а о вспомогательных тезисах, помогающих развивать проблему.

Обратите также внимание на то, что союз «но» предупреждает нас о том, что после него последует самое главное, ради чего автор и писал текст.

Для того чтобы было проще работать, можно составить логическую схему текста.

Упражнение 8. Прочитайте несколько вариантов первой части сочинения (проблема, комментарий к проблеме текста и позиция автора) по тексту упражнения 7, ответьте на вопросы и выполните задания. Предлагаются возможные варианты комментария, так как в данном тексте поднимается несколько проблем.

1.

К. Паустовский в своем тексте размышляет о сожалениях, которые мучают человека постоянно. Можно ли как-то от них избавиться? Ответ на этот вопрос и ищет автор. (К1)

Сначала автор с горечью отмечает, что нет такого снотворного, чтобы усыпить сожаления. Он даже называет два самых сильныхсожаления, тесно связанных между собой: о чрезмерной стремительности времени и о том, что «не удалось… увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии». (К2)

Казалось бы, от сожалений избавиться невозможно, но К. Паустовский знает, как разрешить проблему. Необходимо научитьсявидеть необыкновенное рядом с собой. По мнению автора, если человек научится ценить впечатления не по количеству, а по качеству, например, будет видеть чудо в капле воды и листьях ольхи, то он перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющей ему видеть многое. (К3)

2.

К. Паустовский поднимает проблему быстротечности времени. (К1)

С горечью он отмечает, что время столь стремительно, что человек и оглянуться не успевает, как и детство, и юность незаметно проходят. Самое же печальное, по мнению автора, в том, что из-за этой быстротечности времени человек «не успеваетувидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии», даже свою страну он не успевает узнать по-настоящему. (К2)

Однако, по мнению К. Паустовского, все не так уж печально. Необходимо только научиться видеть необыкновенное рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Человек, замечающий чудо в капле воды и листьях ольхи, перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющем ему видеть многое. (К2) (К3)

3.

К. Паустовского волнует проблема того, что человек очень мало успевает увидеть в своей жизни. (К1)

По его мнению, это связано с тем, что время очень стремительно. Именно эта стремительность времени не позволяет человеку увидеть мир во всем его ошеломляющем и таинственном разнообразии. (К2)

Можно ли помочь разрешить эту проблему? Автор убежден, что да. Достаточно только научиться видеть необыкновенное рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Например, заметить, что листья ольхи «похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок», а в капле воды «отражается калейдоскоп света и красок». (К2, К3)

К. Паустовский убежден, что «можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много» (К3)

4.

Почему так важно уметь видеть чудо рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству? Ответ на этот вопрос ищет К. Паустовский в своем тексте. (К1)

Он размышляет о сожалениях, которые делают жизнь человека невыносимой, и называет два самых сильных, связанных между собой: сожаление о чрезмерной стремительности времени и сожаление о том, что «не удалось… увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии». Но этот рассказ нужен автору только затем, чтобы помочь нам понять, как от сожалений можно избавиться. (К2)

К. Паустовский убежден, что справиться с ними поможет именно умение видеть чудо рядом с собой, так как способность ценить впечатления не по количеству, а по качеству позволят перестать сожалеть о том, что мало увидел, а значит, и о быстротечности времени. Вот почему так важно такое умение. (К3)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: