Вид транс-порта | Особенности транспорта | Сфера при-менения | |
Достоинства | Недостатки | ||
1. Же-лезнодо-рожн ый | Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перево-зок; невысокая себестоимость пе-ревозок | Большие капиталовло-жения на сооружение пути; большие затраты металл а | Практически не огр аничена |
2. Мор-ской | Обеспеч ивает мас совые межконти-нентальные перевозки грузов; низ-кую себестоимость; практически неограниченную пропускную спо-собность | Зависимость от естест-венно-географических и навиг ацио нны х усло-вий, создание пор то-вого хо з я йс т в а | Практически не огр аничена |
3. Речной | Высокая провозная способность; невысокая себестоимость пер ево-зок; небольшие капиталовложения на ор ганизацию су доходства | Неравномерность глу- Практически бин, сезонно сть работы, не огр аничена небольшая скорость пе-ревозки | |
4. Авто-мобиль-ный | Большая маневренность и подвиж-ность; высокая ско рость доставки груза; небольшие капиталовложе-ния в освоение малого грузообо-рота на короткие р асстояния | Низкая производитель-ность труда; низкий уровень эксплуатацио н-ных показателей; пло-хо е со стояние дорож-ной сети | На короткие р асстояния до 300 км |
5. Воз-душный | Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования | Высокая себестоимость пер евозки | Практически не огр аничена |
Процессы, обеспечивающие товарообращение, можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.1). Коммерческие процессы – процессы, связанные непосредственно со сменой стоимости, т. е. с куплей-продажей товаров. Торго-вые услуги – услуги, необходимые для обслуживания покупателя. В насто ящее время эта сфера все более расширяется и включает все больше дополнительных услуг: доставку товаров на дом, сборку и установку то в а р а, прием заказов у по-купателей.
|
|
Технологические процессы – процессы, связанные с физическим про-движением тов ар а как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения. Технологические процессы – важ-нейшее связующее звено между продавцом и покупателем, без которого невоз-можно ос ущ ес тв лять коммерческую деятельность. Место транспорта в про-из в одс тв енно-коммерческой цепи показ ано на рис. 1. 2.
Транспортное обеспечение является структурным составляющим пред-принимательской деятельности. Выбор схемы и технологии перевозки суще-с твенно влияет на многие сферы предпринимательс кой деятельности: конку-ренто спос обность, цену и качество то в а р а, ег о доступность и привлекательность, что в свою очередь сказывается на прибыли коммерческой организации.
|
|
Процессы и операции, выполняемые в сфере товарообращения
Коммерческие
Оптовая закупка и продажа
товаров
Розничная продажа
Реклама
Заключение договоров
и т. д.
Технологические (пр оизводственные)
Транспортировка
Складирование и хранение
Упаковка и маркировка
Фасовка и т. д.
Торговые
услуги
Рис. 1.1. Структура коммер ческой деятельности |
Рис. 1.2. М есто тр анспор та в производственно-коммер ческой цепи
Очевидно, что для то г о, чтобы то в а р был ис пользован, ег о необходимо дос-та в и ть к потребителю. Как та к о в о е, производство без потребления бес-смыс ленно. Це л ью деятельности транспорта является перемещение то в а р а от мест производства к месту их потребления.
Транспорт не тольк о завершает производственный процесс коммерческого предприятия, но так ж е является элементом маркетинга, та к как помогает стиму-лировать продажи. Для сохранения качества своего то в ар а и обеспечения высоко-го уровня продажного сервиса коммерсанту необходимо комплекс но подходить к
выбору транспортной схемы и впоследствии производить анализ влияния вы-бранной технологии перевозок.
Транспортировка – лог ис тическ ая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном сос тоянии с применением транспортных средств, начи-нающаяся с погрузки в мес те отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте на-значения.
Управление транспортировкой предполагает выполнение следующих проце-дур:
- выбор способа тр а нс пор тир ов к и;
- выбор вида транспорта;
- назначение транспортного средства;
- выбор перевозчика и посредников по транспортировке;
- оптимизация параметров тр а нс п ор тн о г о процесс а. Разработка стратегии перевозок включает:
- ан ал и з вариантов: анализ потребнос ти может подсказать аналогичные, но менее дорогостоящие варианты перевозки;
- ан ализ цены: ставки оплаты существенно меняютс я, и решения необходимо принять то л ьк о после рассмотрения всех возможностей. Необходимо получить кон-курентоспособные рас це нк и; консолидацию гр уз ов та м, где это возможно: оптовые скидки на перевозки могут существенно снизить транспортные затраты. Доказали свою выгодность системные контракты и общие заказы. Ес л и применяется система поставки в то ч ные сроки, то с то ч к и зрения расходов эффективной будет консолида-ции нескольких поставщиков, рабо тающ их по этой системе;
- ан ализ и оценку поставщиков: с по м о щ ь ю систем выбора и оценки по-ставщика можно получить данные, необходимые для принятия оптимального реш е-ния. Существует четыре об л ас ти оценки: финанс овая, управленческая, техническая (стратегическая) и область отношений или общих корпоративных связей между пе-ревозчиком и грузоотправителем;
- пересмотр во зм ож н ос ти использования различных ви д ов т ран сп ор т а: включает использование отдельных видов транспорта и перевозку комбинирован-ным транспортом, например, ав то м об и л ь н о-ж ел ез но дор ож ным. Часто при этом дос-тигается значительная эк о ном ия средств;
- более тесн ые отношения с выбранн ыми перевозчиками: необходим обмен данными, которые приводят к лучш ему планированию потребностей в транспортных ус л уг ах, позволяют ис п о л ь з о в а т ь преимущество сильных сторон покупателя и пере-возчика. Следует обдумать возможность сокращения количества пе р ев оз ч и к ов, а так ж е возможность партнерс тв или союзов.
Пр и выборе то г о или иного варианта транспортировки необходимо учи-ты в а т ь следующие мом енты:
- условия поставки должны в наибольшей степени удовлетворять тр е-
бованиям покупател я и реализовывать возможности
продавца. В данном случае, чем больше ус л уг по поставке (перевозке) то в а р а бу-
дет предоставлено покупа телю, и чем качес твеннее будут эти услуги, те м выше
|
|
будет конкурентоспособнос ть продавца;
- вид тр анс пор та и вид подвижного состава должны обеспечивать каче-с твенную перевозку, т. е. допустимую для данного вида груза скорость, необхо-димые нормы сохранности, нужную регулярность отправок и т. п.;
- следует учитывать влияние стоимости перевозки на цену контракта, так как чересчур дорогой вид транспортировки, хоть и очень качест-венный, может существенно снизить конкурентоспособность то в ара;
- для повышения качества сервиса рекомендуется осуществлять тр анс -портное страхование, которое обеспечивало бы страхователю возмещение убыт-ков, связанных с некачественной транспортировкой грузов;
- при осуществлении внешнеэкономических контрактов необходимо опре-делять условия оформления таможенных документов и оплату таможенных по-шлин;
- подробное детальное решение этих задач может в значительной степени защитить предпринимателя от различных недоразумений производственного и коммерческого характера и укрепить его положение на рынке.