Социальные характеристики Веб 2.0

В экспертной оценке концепции Веб 2.0 и возможностей при­менения новых веб-сервисов в образовании "What is Web 2.0 Ideas, Technologies and Implications for Education" [Anderson, 2007], дан­ной Полом Андерсоном по поручению британского комитета по надзору за технологиями и стандартами (JISC Technology and Stan­dards Watch), он выделяет следующие отличительные особенности Веб 2.0:

• индивидуальное производство и создаваемый пользователя­ми контент (individual production and user generated content);

1 Авторство данного термина принадлежит Томасу Вандер Уолу (Thomas VanderWal).


• использование силы толпы (harness the power of the crowd);

• грандиозные объемы информации (data on an epic scale);

• архитектуру соучастия (architecture of participation);

• сетевые эффекты (network effects);

• открытость (openness).

Ни у кого уже не вызывает сомнений, что Веб 2.0 — это не марке­тинговый трюк, а серьезное социальное явление, которое, по словам Михаэла Керреса и Аксела Наттланда, представляет собой «новый способ восприятия и использования Интернета» [Kerres, Nattland, 2007:2]. Тот факт, что за последние несколько лет наметилась тен­денция относиться к Интернету как к средству социальной комму­никации (Интернет включает в себя функции газеты, телевидения, радио, телефона), а не как к месту для хранения информации, сви­детельствует о том, что Интернет стал «артефактом коллективных проекций и культурных конструкций» [Kerres, Nattland, 2007:3].

Базируясь на знаменитом посыле Джеймса Суровецки о «мудро­сти толпы» [Surowiecki, 2004], т.е. о способности группы принять более эффективное решение, чем решение, которое при прочих равных условиях нашел бы самый интеллектуальный участник этой группы, можно констатировать, что сервисы Веб 2.0 более глубоко реагируют на потребности пользователей, чем сервисы Веб 1,0,

Веб 2.0, по Россу Досану, имеет семь основных характеристик: участие, стандарты, децентрализация, открытость, модульная структура, контроль со стороны пользователей и идентичность [Dawson, 2007]. Суть Веб 2.0 в том, как он конвертирует вводимую информацию (данные, генерируемые пользователем, мнения, поль­зовательские прикладные программы) благодаря ряду механизмов или технологических характеристик в нечто качественно новое, что представляет ценность для всего сообщества. Представим концеп­цию структуры Веб 2.0, предложенную Россом Досаном в виде та­блицы (см. табл. 2).

Идея создания «социального программного обеспечения» воз­никла еще в 1960-е гг., когда Джозеф Ликлидер размышлял об ис­пользовании компьютерных сетей для общения людей с целью об­мена знаниями. Следующие поколения компьютерных технологий (листы рассылки, группы Usenet, форумы, интернет-группы по ин­тересам) тоже служили тому, чтобы способствовать общению людей со всего мира, но по своей природе эти технологии были статичны­ми веб-страницами, привязанными к базам данных. Тем не менее некоторые специалисты считают [Alexander, 2006], что социальные сервисы нового поколения — блоги, вики, подкасты, видеоблоги и социальные сети (например, MySpace, Facebook, Odnoklassniki.ru,



Глава i

 

3, Социальные характеристики Веб 2.о


Таблица 2

Структура Веб 2.0., адаптация модели Future Exploration Network (www.futureexploration.net)

ВВОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ  
Данные, генерируемые Мнения Пользовательские
пользователем   прикладные программы
Текст Ссылки Веб-приложения
Изображения Интерактивное Виджеты (widgets)1
Видео голосование  
Интерактивные медиаобъекты Теги (метки)  
Виртуальная архитектура Рейтинги  
  Социальные связи  

МЕХАНИЗМЫ
Технологии Рекомендации Совместная фильтрация Структуры Синдикация
XML API AJAX Ruby on Rails2 Мэшапы Агрегация Инкорпориро­вание объектов Ранжирование Корреляция профиля Фолксономия Облако тегов3 RSS

РЕЗУЛЬТАТ

Самое интересное становится заметным Личные рекомендации Эффективные сообщества

Легкий поиск необходимого контента Усовершенствования по применению Коллективный интеллект

1 Виджет (Widget) — это графический модуль, который устанавливается на
рабочий стол вашего компьютера. Виджеты служат для украшения рабочего
пространства, развлечения, а также для быстрого получения информации без
помощи веб-браузера.

2 Ruby on Rails — веб-ориентированная среда разработки с открытым кодом,
оптимизированная для удобства программирования и устойчивой производи­
тельности.

3 Облако тегов, или Туча ярлыков, или Облако меток (англ. tag cloud) — визу­
альное представление списка ярлыков (или категорий). Частота упоминаний,
поисков, ссылок в Интернете с определенного сайта неких слов, терминов,
имен отображается на специальной странице в виде изображения этих слов в
формате гиперссылок. Размер изображения тем больше, чем выше релевант­
ность данного слова.


Vkontakte.ru) — не являются резким уходом от предыдущих тех­нологий. Напротив, они знаменуют собой постепенное появление Нового типа практики. Тем самым социальное программное обе­спечение помогает реализовать изначальную идею Всемирной пау­тины, участником которой может стать каждый.

Исследования пользовательского поведения в Интернете, про-веденные группой американских исследователей Forrester Research, Inc., показали, что в 2006 г. 48% пользователей Интернета проявля­ли ту или иную активность (создавали и вели свои блоги, размещали любительское видео — 13%; оставляли комментарии в чужих блогах, участвовали в оценке качества ресурсов, составляли личные рей­тинги — 19%; пользовались RSS-синдикацией и системой меток — 15%; регистрировались и принимали участие в социальных сетях — 19%; читали чужие публикации, смотрели любительское видео и слушали подкасты — 33%)'.

Росс Мёйфилд [Mayfield, 2006] выводит закон вовлеченности и участия в социальных сервисах. Как демонстрирует выше приве­денное исследование, большинство интернет-пользователей пред­почитают оставаться пассивными, не имея активного членства в социальных группах по интересам, а лишь наблюдая за их деятель­ностью. Однако, как показывает практика, те люди, которые лишь пользуются интернет-сервисами нового поколения (читают, сохра­няют ссылки на понравившиеся ресурсы, присваивая им теги (мет­ки), оставляют комментарии, подписываются на регулярное полу­чение информации), представляют собой коллективный интеллект (collective intelligence). Коллективный интеллект являет собой низ­кий порог вовлеченности, который имеет тенденцию к росту. Так, следующая ступень вовлеченности пользователя — выкладывание материалов для общего пользования (англ. sharing) с целью нахож­дения единомышленников и людей со сходными интересами, что неизменно приводит к созданию социальной сети. Тогда как такая степень участия, как рефакторинг, сотрудничество, модерация и лидерство, становятся сутью существования сообществ в целом и социальных сетей в частности. Продемонстрировать закон вовлечен­ности и участия можно следующим образом Р. Мейфилда (см. рис. 2).

Совместные усилия людей по созданию чего-либо, их общение Представляют более высокую ступень развития сотрудничества — объединенный интеллект. Примером высокой степени вовлеченно­сти могут служить 0,5% пользователей сервиса Википедия (http:// wikipedia.org), которые выполняют 50% от всего объема редактиро-


1 Поведение пользователей Интернета, по материалам агентства Forrester (2006) http://www.forrester.com/Research/Document/Excerpt/0,7211,42057,Q0.htm!


 
Глава i

 

4, Дидактические возможности сервисов Веб 2.о



               
   
 
   
 
   


вания. Популярность сервиса размещения любительских и профес­сиональных фотографий Росс Мейфилд тоже объясняет не каче­ством организации деятельности пользователей на низком пороге вовлеченности, а именно теми возможностями, которые открыва­ются перед пользователями для создания групп по интересам.

Таким образом, основными социальными характеристиками
Веб 2.0 являются:

• открытость;,

• Наличие массовой, анонимной, разрозненной аудитории,

способствующей самораскрытию и самовыражению;

• участие пользователей в развитии ресурса или службы, кон-,
троль с их стороны;

• опосредованность общения техническими средствами;

• децентрализация, общение больших социальных групп;

• эскалация пользовательской вовлеченности: от коллективно­
го интеллекта до объединенного интеллекта.

Появление социальных сервисов знаменует собой качественно новое понимание интерактивности: от перехода по ссылкам между сайтами до создания своих ресурсов и возможностью делиться ими с другими пользователями. Пользователи не просто ищут и читают информацию в Интернете. Теперь Интернет стал площадкой, где пользователи имеют возможность создавать информацию совмест­ными усилиями и предоставлять к ней доступ всем заинтересован­ным лицам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: