Самодеятельный пешеходный туризм – непростой, трудоемкий, но бесконечно интересный и полезный способ организации детского досуга. Ведь такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует развитию их самостоятельности.
Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у ребенка привычки во всем полагаться не на себя самого, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартизированному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает отмечаемый многими психологами известный конформизм младших школьников и также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, воспитывающими младших школьников, является создание благоприятных условий для развития их самостоятельности.
|
|
Воспитание самостоятельности имеет значение не только для развития ребенка здесь и теперь, оно важно также и в контексте его дальнейшего взросления. Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, педагог в перспективе помогает ребенку решить те задачи, которые встанут перед ним в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым и зависимость от других все больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. Имея же за спиной пережитый опыт самостоятельности, ему легче будет решать эти новые задачи, легче проживать этот «переходный», подростковый возраст.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей:
- в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих потенциальных возможностей, стимулируемого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка),
- в самореализации (раскрытии своих потенциальных возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим),
|
|
- в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам).
В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет ее характер – во многом зависит от той среды, которая окружает подростка, общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включен. Все вместе это образует некое пространство его личностного самоутверждения. Педагогам важно создать для подростков подобное пространство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям подростка и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития. Взрослым надо поддержать его природное любопытство и желание все испытать самому, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям, фантазии и романтизм, стремление к независимости и самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других.
На наш взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности детей в естественной, природной, «нецивилизованной», не обустроенной среде – и в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь ребенку предоставляются дополнительные «ниши», где он смог бы реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. Здесь подросток в большей степени (по сравнению с семьей или школой) ощущает собственную независимость от взрослых. Здесь ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Здесь, попадая в новую обстановку, он имеет больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. Здесь, при повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у него появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. Здесь, в сложных (физически и морально сложных) жизненных условиях при поддержке педагога он может научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.
Туристско-краеведческая деятельность, таким образом, позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед ребенком младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием этих детей. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.
Итак, программа внеурочной туристско-краеведческой деятельности учащихся (общий объем – 408 часов) ориентирована на детей двух возрастных категорий: младших школьников и подростков. В соответствии с этим в программе выделены два модуля.
1-й модуль - «Начала туризма и краеведения» (общий объем – 204 часа). Рассчитан на два года, исходя из 3-х часов занятий в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 1-4 классов и нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие младших школьников и воспитание у них самостоятельности.
2-й модуль - «Основы туризма и краеведения» (общий объем – 204 часа). Рассчитан на два года, исходя из 3-х часов занятий в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 5-8 классов и предполагает овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Занятия могут проводиться в виде кружковых или клубных занятий.
|
|
2. Тематическое планирование
№ | Названия разделов | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
Модуль «Начала туризма и краеведения» (для учащихся 1-4 классов) | ||||
1.1 | Вводное занятие | |||
1.2 | Поход-знакомство | |||
1.3 | Безопасность юного туриста | |||
1.4 | Быт юного туриста | |||
1.5 | Кухня юного туриста | |||
1.6 | Песни юного туриста | |||
1.7 | Легенды и были родного края | |||
1.8 | Ориентирование на местности | |||
1.9 | Топография | |||
1.10 | Туристские узлы и их назначение | |||
1.11 | Преодоление препятствий | |||
1.12 | Туристские игры | |||
1.13 | Туристская газета | |||
1.14 | Природоохранные акции | |||
1.15 | Походы выходного дня | |||
1.16 | Многодневные походы | |||
Модуль «Основы туризма и краеведения» (для учащихся 5-8 классов) | ||||
2.1 | Вводное занятие | |||
2.2. | Краеведение | |||
2.3 | Топография | |||
2.4 | Туристские узлы | |||
2.5 | Спортивное туристское многоборье | |||
2.6 | Спортивное ориентирование | |||
2.7 | Туристская газета | |||
2.8 | Природоохранные акции | |||
2.9 | Походы выходного дня | |||
2.10 | Спортивные походы | |||
Всего: |