Туристско-краеведческая деятельность. Введение

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

ВВЕДЕНИЕ

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельностьобъединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Наиболее распространеннымив школе являются следующие виды внеурочной деятельности:игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность. Последним двум видам деятельности – спортивно-оздоровительной и туристско-краеведческой – и посвящено данное методическое пособие.

Спорт и туризм относятся к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно решать средствами спорта и туризма. Воспитывающее влияние спортивного тренера или инструктора по туризму на ребенка потенциально значительно сильнее, чем влияние, например, школьного учителя. Большой воспитательный потенциал спорта и туризма во многом связан со свободным выбором ребенком этих видов деятельности и, соответственно, более высокой его мотивацией; с меньшей формализацией работы спортивных и туристских объединений и преобладанием в них привлекательных для ребенка подвижных занятий; с межвозрастным характером общения детей в спортивных секциях и туристских группах и т.п.

Принципиальное значение в реализации воспитательного потенциала спортивной и туристско-краеведческой деятельности имеет грамотный подбор педагогами форм и содержания деятельности, последовательная ориентация их на воспитательные результаты. Приращение этих результатов происходит в такой последовательности:

- приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов),

- переживание ребёнком ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов),

- приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).

Рассмотрим чуть подробнее разные уровни воспитательных результатов.

Социальное знание – это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п. К сожалению, в современном учебном процессе социальное знание часто оказывается вытесненным предметным знанием, а повседневное социальное знание ряда учителей носит не столько гражданский, сколько утилитарно-обыденный характер. Это приводит к дефициту гражданского социального знания у школьников и ставит педагогов перед необходимостью восполнить этот дефицит. Поэтому полнота социального знания школьника, переход с утилитарно-обыденного на гражданский уровень социального знания – это один из важнейших воспитательных результатов педагогической деятельности.

Однако знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, то есть ценит их. Поэтому воспитательный результат – это еще и развитие позитивных отношений ребёнка к базовым общественным ценностям (Человек, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура).

Но готовность, намерения – это еще не вся личность; свою целостность личность обретает только в поступке. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социальное действие является важнейшим признаком личностного роста человека. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать, или обретает намерение стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для личностного роста школьника важна не только возможность социального действия в школьной среде (по определению, защищенной и дружественной), но и возможность действия в открытой общественной среде, где в нем как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придется доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов.

Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (см. Таблицу 1), точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм. Невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако здесь важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Поэтому и в проектировании программ, и при организации внеурочной деятельности так важно избежать форсирования и результатов, и форм их достижения.

Для более четкого понимания взаимозависимости форм и результатов воспитания приведем схематичное описание блока методического конструктора внеурочной деятельности, посвященного спортивно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельности школьников.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: