Глава I. Общая обстановка эпохи

Прежде чем начать анализ сочинений протопопа Аввакума в поисках ответа на поставленную цель, следует очертить общую обстановку эпохи, на фоне которой происходили затрагиваемые события.

XVII век сыграл особую роль в истории русской православной церкви. Изолированность церкви от народа, несправедливости со стороны церковной администрации, «которая, обирая священников, косвенно обирала мирян»[38], породили появление различных кружков ревнителей благочестия, самым влиятельным из которых был кружок под руководством духовника царя Алексея Михайловича – Стефана Вонифатьева. Деятельность кружка была направлена на «поднятие нравственности духовенства»[39] а также на «нравственное оздоровление народа»[40] и «улучшение понимания литургии и других традиций русской церкви»[41]. Его активными деятелями были протопоп Аввакум, протопоп Иван Неронов, а также будущий патриарх Никон.

В январе 1649 года иерусалимский патриарх Паисий Лигарид совершает визит в Россию. В ходе встречи с Никоном, бывшим на тот момент архимандритом Новоспасского монастыря, Паисий затрагивает различия между русским и греческим обрядами, а также проводит идею воссоединения Западной и Восточной церкви.

В 1652 году умирает патриарх Иосиф и новым патриархом становится Никон, которого давно заинтересовала идея воссоединения. Никон решает «объединить под скипетром русского царя и под престолом московского патриарха всех православных христиан»[42]. Он видит себя будущим главой объединенного христианского мира и, чтобы не возникло разногласий между славянским и греческим мирами, прибегает к изменению старославянского обряда на греческий, что выливается в церковную реформу 1650-х – 1660-х годов. При этом реформа Никона отнюдь не соответствует представлениям ревнителей: «с точки зрения ревнителей, реформа церкви должна была коснуться только церковной организации и нравственности. Но реформа не должна была касаться существа веры и культа»[43]. Поэтому, проведенная Никоном реформа разрушает все проделанное ревнителями, вызывая раскол в церковной среде и находя «отклик во всех оппозиционных слоях тогдашнего общества»[44]. На основе кружка ревнителей благочестия с С.Вонифатьевым возникает движение расколоучителей, или старообрядчество, сторонники которого отвергают вводимый Никоном новый обряд. Основателем же старообрядчества считается протопоп Аввакум.

Таким образом, движение старообрядчества, ярко выразившее себя в середине XVII века, было подготовлено предшествующими событиями и отнюдь не только реформой патриарха Никона. Активные меры, предпринятые патриархом для проведения реформы, лишь подтолкнули к тому, чтобы движение четко себя оформило, в то время как до этого оно лишь было представлено в деятельности кружка ревнителей благочестия, и не имело четкой идеологической обозначенности. И свое идеологическое оформление они получили именно в сочинениях протопопа Аввакума, одного из самых активных деятелей старообрядчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: