Вопросы

1.Основные пласты лексики научной речи.

2.Общеупотребительные слова, общенаучная и терминологическая лексика.

1.Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и терминологическая лексика.

Общеупотребительная лексика представляет собой обширный круг слов, которые служат названием наиболее распространенных в повседневной жизненной практике предметов и явлений, не выражая никакой оценки: дорога, берег, человек, белый, черный, жить, вперед, назад и т.п.

Функциональной особенностью стилистически нейтральной лексики является ее способность употребляться в любом стиле речи.

Общенаучная лексика – это уже непосредственная часть научной речи как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами. Например, операция, вопрос, задача, явление, процесс.

Ядро научного стиля составляет третий пласт лексики – терминология. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание.

2.Стремление научного стиля к точности проявляется на уровне лексики в том, что значительное место в ней занимает специальная лексика – научная терминология…

Для лексической системы научного стиля характерно употребление слова в одном, определенном, значении. Следовательно, многозначные слова в научном стиле выступают не во всех своих значениях, а лишь в одном, реже – двух. Например, существительное соль, будучи употреблено изолированно, связывается в представлении носителей русского языка с солью, употребляемой в пищу, т.е. выражает понятие «поваренная соль». Именно это значение первым приходит на ум, если спросить говорящего по-русски, что такое «соль». Но в научных текстах это слово выступает как обозначение химического вещества, в котором кислотные атомы водорода замещены атомами металлов или равноценными им группами атомов, ср.: бертолетова соль, соли натрия.

Характеризуя лексику научного стиля, ученые указывают на ее относительное однообразие, однородность. Это значит, что текст в научном стиле увеличивается в объеме не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же. Поэтому для научных текстов характерна высокая частота употребления отдельных слов.

Задание1. Познакомьтесь с текстом «Что произошло с алмазом». Выделите основные пласты лексики научного текста по следующей схеме: общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: