Уничтожение сделанного (аннулирование)

Защитный механизм, позволяющий субъекту сделать так, будто предшествовавшей мысли или действия вовсе не было.

“Это, так сказать, негативная магия, - писал Фрейд, она старается... “выветрить” не только последствия некоторого события (или переживания или впечатления), но и само это событие... В обсессивном неврозе этот прием... встречается прежде всего в “двухфазных” симптомах, в которых первое действие аннулируется вторым, так что получается, будто не было ни одного действия, тогда ка в действительности были оба”.

Считается, что механизм уничтожения является несколько более прогрессивным по сравнению с реактивным образованием. Делается нечто позитивное в противоположность уже сделанному. Примером м. б. человек с навязчивостью, который включает свет с целью его затем выключить.

Связь между уничтожением и анальным эротизмом усматривается в возможности одновременно обрести уверенность и получить наслаждение. Когда личность с кастрационной тревогой регрессирует к анальному уровню и подменяет идею утраты пениса идеей утраты фекалий, частые повторные дефикации создают уверенность, что утрата не окончательна; в то время как Эго заинтересовано в уничтожении кастрации, Ид равным образом попустительствует анальным побуждениям.

Проекция (Буквально- бросание от себя, бросание вперед).

Лапланш / Понталис:

А) В широком смысле слова - смещение неврологического или психологического явления вовне, переход либо от центра к периферии, либо от субъекта к объекту.

Б) В собственно психоаналитическом смысле - операция выделения и локализации в другом лице или вещи тех качеств, чувств, желаний - короче, тех “объектов”, которые в себе субъект не признает или отвергает в себе самом.

Райкрофт: в психоанализе два значения: А) присущее всем искажение психической деятельности, напр., как в сновидениях или галлюцинациях. Б) процесс, посредством которого конкретные импульсы, желания, части себя или внутренние объекты локализуются воображением к каком-либо объекте, внешнем по отношению к индивиду. Проекции этих частей себя предшествует отрицание, т. е. индивид отрицает, что у него есть такое-то и такое-то чувство или желание, но утверждает, что они есть у кого-то другого.

Фрейд говорил о проекции применительно к различным явлениям нормальной психологии и психопатологии.

1) Первоначально проекция была обнаружена в паранойе и описана Фрейдом в работе 1911 г. “Психоаналитические замечания об одном биографически засвидетельствованном случае паранойи (Dementia paranoides). Фрейд интерпретировал бред Шредера как результат отрицания, проекции и обращения гомосексуальных чувств. Больной отрицает свои гомосексуальные чувства, проецирует их на другого и затем дважды их переворачивая, трансформирует и маскирует бредом, согласно которому его ненавидят. Иными словами, пациент отрицает, что любит лицо мужского пола, а вместо этого утверждает, что это лицо его ненавидит.

2) В работе 1915 г. “Бессознательное” Фрейд описывал фобическую организацию психики как настоящую проекцию влечения, ощущаемое как нечто опасное на реальность: “Я ведет себя так, словно опасность нарастания тревожного страха обусловлена не динамикой влечений, а внешним восприятием, и, стало быть, можно реагировать на эту внешнюю опасность попытками бегства, фобическим уклонением “от опасности”.

3) Фрейд видел тот же механизм в т. н. “проективной ревности”, которую он отличал от “нормальной” ревности, так и от параноидного бреда ревности (“О некоторых невротических механизмах при ревности, паранойе и гомосексуальности”. 1922). Субъект защищается от собственных желаний неверности, вменяя неверность в вину супругу; тем самым он переносит внимание с собственного бессознательного на бессознательное другого человека, подчас достигая глубокого понимания другого, одновременно с полным непониманием самого себя. И поэтому иногда невозможно (и всегда безрезультатно) опровергать проекцию как ошибку восприятия.

4) Лишь в редких случаях Фрейд говорил о проекции применительно к психоаналитической ситуации. Напр., он никогда не называл трансфер в целом проекцией: словом проекций он обозначал лишь один момент трансфера - когда субъект приписывает аналитику те слова и мысли, которые, по сути, принадлежат ему самому (напр.,: ”Вы подумаете, что..., но у меня нет такого намерения”).

Обнаруживая проекцию в различных областях, Фрейд понимал ее достаточно узко. Проекция всегда выступает как защита, как приписывание другому - человеку или вещи - качеств, которые субъект отрицает или просто не замечает в самом себе. На примере анимизма видно, что Фрейд не считал проекцию простым уподоблением другого самому себе. Анимистические верования нередко объясняли неспособностью первобытных людей помыслить природу иначе как по образу человека; то же относится и к мифологии: нередко утверждают, что древние “проецировали” на природу человеческие качества и страсти. По Фрейд у - в этом и состоит его вклад в решение проблемы - такое уподобление опирается на отказ признать нечто: демоны и духи воплощают не что иное, как дурные человеческие желания.

Фрейд считал, что проекция (вместе с интроекцией) играет важную роль в возникновении противоположности между субъектом (Я) и внешним миром. Эти положения глубоко разработаны школой М. Кляйн. Предполагается, что младенец, как правило, приписывает своим объектам импульсы, которые в действительности являются его собственными, а затем интроецирует объекты, искаженные этими проекциями, получая тем самым внутренние объекты, обладающие его собственными качествами. Согласно Кляйн, страх перед матерью в младенчестве и все параноидные идеи в более поздней жизни в конце концов идут не от реальных переживаний, связанных с тем, что кто-то младенца ненавидит, отвергает, а от их проекции на грудь матери собственного саморазрушительного инстинкта смерти.

А. Фрейд в работе “Психолоия Я и защитные механизмы” (1936) описала нетипичную форму проекции, т. н. “альтруистическое подчинение” (сам термин предложен Э. Бибрингом). Ею описан механизм, когда проецируются “...наши собственные инстинктивные импульсы в пользу других”. Значимую роль в этом играет идентификация. Субъект удовлетворяет свои инстинктивные импульсы “соучаствуя в их удовлетворении другими”.

Например, пациентка Фрейд будучи отвергнутой в пользу сестры, спроецировала свое желание любви и стремление на соперницу и, идентифицировавшись с объектом своей зависти, насладилась выполнением своего желания. Наиболее тонкое и детальное исследование такого альтруистического отречения представлено в пьесе Э. Ростана “Сирано де Бержерак”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: