Ограничение Я

З ащитный механизм, описанный А. Фрейд (1936) у детей и используемый Я в тех случаях, когда невозможно “избежать неприятного внешнего воздействия”. В его структуре можно условно выделить: а) избегание, б) ограничение Я.

1) Избегание. Механизм при котором, Я вместо того, чтобы воспринимать болезненное впечатление, и затем аннулировать его лишая катексиса, может отказаться от встречи с опасной внешней ситуацией.

Фрейд считает, что этот механизм составляет часть нормального развития Я ребенка, и, вступает в действие тогда, когда ребенок приобретает большую психическую и физическую свободу, “и ему уже не нужно выполнять столь сложную психическую операцию как отрицание” (напр., избегание конкурентных игр, которые могут быть отражением эдиповой конкуренции). Она разделяет детей, обнаруживающих такой механизм защиты на две категории: те, которые при вновь обретают свои способности при изменении внешних условий, и, те, у которых существуют “истинные торможения”, не зависящие от изменения внешней среды.

2) Ограничение Я. Механизм, который интимно связан с избеганием. Здесь Я прекращает те виды деятельности, которые высвобождают неудовольствие и тревогу и не хочет заниматься ими, и, “направляет свою энергию на достижение чего-либо прямо противоположного” (напр., девочка на балу испытавшая разочарование и отвергнутая, стала интеллектуалкой. Отказ мальчика танцевать с ней повторил травматический опыт раннего детства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: