Выдержанные тоны — в верхнем голосе и в среднем голосе — родственны органным пунктам, существенно отличаясь от них логическим значением пластов ткани: при органном пункте протянутый звук функционально важнее, чем аккорды на его фоне; при выдержанных тонах аккорды важнее, чем выдержанный звук (именно в этом его принципиальное сходство с неаккордовым звуком).
Выдержанные тоны (педали) имеют две разновидности:
1) протянутые (собственно «выдержанные» тоны);
Н. Римский-Корсаков. «Царская невеста» (схема)
К. В. Глюк. «Орфей и Эвридика»
2) прерывающиеся (здесь термин «выдержанные» тоны оказывается неточным, условным; лучше — «педали»). Образец протянутого звука (пример 37). Прерывающийся педальный тон (пример 38). (В подобных случаях есть сходство и с предъемом.)