Условиями успешности деятельности учащихся являются следующие:
- любое достижение может и должно осознаваться учащимся как положительный, значимый для него результат;
- осуществление достижений - это реализация естественной потребности ученика в успехе;
- любое достижение должно быть персонифицировано, т.е. связано с именем человека, его совершившего;
- победа не может быть мелкой или крупной, она бывает замеченной и незамеченной;
- любой учащийся может делать что-то лучше других;
- переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, а сопереживание успеху другого – нравственную;
- в каждом конкурсе есть победитель, но не в каждом должны быть побежденные;
- педагогическое достижение учителя – это личностные достижения его учеников.
Учет этих условий позволяет проектировать работу по ориентации образовательного процесса на достижения учеников.
(Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов.
/ Под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпицыной
– СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002.-с.58).
Исследование достижений старшеклассников