В общественной жизни очень часто возникает необходимость государственного вмешательства в обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений. Речь идет о правоприменительной деятельности по реализации предписаний юридических норм. Сущностью правоприменительной деятельности является разрешение юридически значимых дел. Действия правоприменяющего органа (должностных лиц) призваны содействовать реализации предусмотренных законом прав и обязанностей субъектов правоотношений[47].
Применение права необходимо в тех случаях, когда:
- закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля со стороны государства в лице его властных органов (например, при назначении пенсии, выдаче паспорта, расторжении брака);
- есть спор о праве, правах и обязанностях;
- не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении права и при иных правонарушениях, в особенности уголовно наказуемого деяния.
|
|
Можно выделить следующие основания для осуществления правоприменительной деятельности.
1. Правоприменительная деятельность начинается тогда, когда возникает необходимость содействия компетентного органа государственной власти в реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Например, для того чтобы реализовать конституционное право на труд, необходимо официальное решение администрации предприятия, учреждения, организации о принятии на работу конкретного гражданина; чтобы учиться в высшем учебном заведении, нужно решение ректора о зачислении абитуриента в вуз; для получения пенсии по достижении пенсионного возраста или же пособия по инвалидности необходимо решение органов социального обеспечения и т.д. Во всех этих случаях мы видим, что для реализации этих прав необходимо решение конкретного компетентного органа (должностного лица).
2. Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) необходима тогда, когда имеются препятствия к осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Например, если собственнику имущества создают препятствия для реализации им права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, то он имеет право обратиться в компетентный орган государственной власти, чтобы восстановить свое нарушенное право.
3. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность и нужно определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение. Например, при совершении уголовно наказуемого деяния меру наказания определяет только суд на основании наличия состава преступления; к лицам, совершившим административное правонарушение, меры административного взыскания применяют только компетентные органы государственной власти (должностные лица), предусмотренные административным законодательством.
|
|
4. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти. Например, регистрация сделок нотариальными органами, нотариальное оформление завещания, регистрация устава общественной организации в Министерстве юстиции, налоговый контроль за финансовой деятельностью предприятия или организации и т.п.
5. Правоприменительная деятельность имеет место тогда, когда возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд).
6. Правоприменительная деятельность необходима также тогда, когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).
Применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимают организацию выполнения предписаний юридических норм. Регулирование общественных отношений, обеспечение субъективных прав и юридических обязанностей органы государственной власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов. Например, издание приказа о приёме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о зачислении абитуриента в вуз и т.д.
Под правоохранительной деятельностью понимают действия компетентных органов государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка[48].
Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при котором нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы.
Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юридическим делом (с юридической стороны "делом" называется также совокупность документов, комплектуемая "в одной папке" в ходе применения закона к данному случаю)[49].
Давайте рассмотрим характерные признаки применения норм права.
Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица, наделённые полномочиями) или общественные органы и организации по поручению государства. Например, органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, администрация предприятий и учреждений, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, и, следовательно, не могут заниматься правоприменительной деятельностью.
Во-вторых, правоприменение – один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, их неисполнение влечет за собой государственное принуждение. Например, таковой является деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по рассмотрению уголовного дела[50].
|
|
В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) или актов применения. Эти акты относятся к определённым жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение администрации муниципального образования о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление и др.
В-четвёртых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела[51].
В-пятых, правоприменительная деятельность осуществляется в специально установленных законом формах. К ним, в частности, принято относить следующие:
- конкретизация – это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения компетентного органа, который должен конкретизировать имеющиеся у субъекта права и юридические обязанности (например, назначение пенсии, лицу, имеющему право на её получение);
- контроль – имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергаться проверке со стороны компетентного органа (например, выдача лицензии);
- разрешение споров – субъекты права имеют свои собственные интересы и порой видят всё только со своей позиции, поэтому споры о праве – ситуация обыденная;
- наложение санкции – данная ситуация встречается, когда нарушена норма права, умалено чьё-то субъективное право, и его надо защитить путём привлечения нарушителя к юридической ответственности[52].