В.Л. Аношкина

Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тен- денциями в культуре в целом и в образовании в частности. В распространенном понимании непрерывного образования на передний план выдвигается преемственность звеньев его системы. Однако при центрированности на личность акцен- ты смещаются: подчеркивается непрерывность образования в мире личности, т. е. именно то, что позволяет осущест- влять средствами образования собственные её устремления. Происходит некий парадигматический сдвиг в осмыслении и разработке проблематики непрерывного образования. Не- которые его особенности выделены М.В. Клариным [2; 15]:

– теоретическое разукрупнение – отказ от притязаний на построение всеобщей системы непрерывного образова- ния в пользу концептуально выстроенных, но конкретно направленных практико-ориентированных исследований;

– персонализация – ориентация на личность, а не на систему как средоточие непрерывно-образовательной деятельности;

40 Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологиче- ские и социокультурные проблемы). – Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. С. 157 – 162.


– инновационность исследований непрерывного обра- зования, их направленность на создание нового личностно и социально значимого продукта;

– социокультурная ориентация – подход к непрерыв- ному образованию как созданию личностью собственного профессионального и тем самым социокультурного опыта. Две последние особенности тесно взаимосвязаны: в ори- ентации образования на личность отчетливо просматрива- ется социальный аспект.

И в связи с все более возрастающими личностно- образовательными требованиями возникает необходи- мость новых подходов к организации обучения, примене- ния инновационных личностно-развивающих технологий.

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкова- ниям (techne – искусство, ремесло, наука + logos – понятие, учение) является совокупностью знаний о способах и сред- ствах обработки материалов.

<…>

В 40–50 – х гг. в связи с внедрением в учебный про- цесс технических средств появился термин «технология образования», модифицировавшийся впоследствии в «педа- гогические технологии».

Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает все более широкое распространение в тео- рии обучения. Термин «технология» и его вариации «тех- нология обучения», «образовательные технологии», «тех- нологии в обучении», «технологии в образовании» ста- ли использоваться в педагогической литературе и получи- ли множество (более трехсот) формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляю- щие образовательно-технологического процесса.

Объективное усложнение образовательной системы,


подталкиваемое техническим прогрессом, настоятельно требовало её упорядочения, наличия способности с боль- шой эффективностью решать проблемы массового образо- вания. Такие надежды, естественно, связывались с педаго- гическими технологиями. Сейчас, когда знаниевая педаго- гика уступает (хотя и не повсе-местно) дорогу личностно ориентированному образованию, педагогическая иннова- тика предлагает к внедрению личностно-центрические тех- нологии, прежде всего способствующие развитию челове- ка как индивидуальности. Рассмотрим технологию (ТРИЗ- педагогика).

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, создан- ная отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой. В основу теории положен постулат об объ- ективности законов развития техники, которые могут быть выявлены и использованы в изобретательской деятельно- сти. При решении сложных изобретательских задач ТРИЗ опирается не на «инсайт», «озарение», а на изучение раз- вития техники. Разработка теории в качестве прикладной инженерной дисциплины началась в г. Баку в 1946 г. В на- стоящее время инженерная ТРИЗ включает в себя: переч- ни приёмов разрешения технических и физических проти- воречий, АРИЗ-алгоритм решения нестандартных изобре- тательских задач, ЗРТС-законы развития технических си- стем, «Диверсионный анализ». На ряде предприятий стра- ны и за рубежом с успехом используется компьютерная про- грамма «Изобретающая машина», в которой использованы разработки Г.С. Альтшуллера и его последователей: И.Л. Викентьева, Ю.В. Горина, В.А. Михайлова и др. Программа была удостоена золотых и серебряных медалей на выстав- ках в США и Канаде [3; 4].

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направ- ление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов.


Цель данной методики – реформирование нестандартного мышления у учащихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению задач различной степени слож- ности в различных областях человеческой деятельности.

ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитан- ные на различные возрастные группы – от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью ра- боты с данной группой является выбор объектов изобрета- тельской деятельности, наиболее адекватных для этого воз- раста. Так, дошкольники и младшие школьники с помощью педагога изобретают (синтезируют) игрушки, подвижные игры и др. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики, позволяющие са- мореализоваться в творчестве любому учащемуся, которо- му посильна обыкновенная стандартная учебная програм- ма. Под инструментарием решения изобретательских за- дач подразумеваются прежде всего приемы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также зарубежные методики решения творческих задач: мозговой штурм – Bravas torning, синек- тика – Synectics и др. (Синектика – такое название получила модель групповой творческой деятельности и учебного ис- следования, которая разрабатывается в зарубежной педаго- гике с 1960-х гг.)

Фундаментом для разработки синектики послужил опыт применения известного метода групповой генерации идей, получившего название «мозговой атаки», или «мозгового штурма». Синектика развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений она первоначально создава- лась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленно- сти и управления. В 60-е годы на основе «промышленно-


го» образца синектики в США стали проводиться экспери- менты по разработке её «учебного варианта» – в начальной, средней и высшей школе. Ключевым для соответствующих дидактических поисков стало стимулирование поисковой учебной деятельности на основе эмоционально-образного, метафорического мышления. При этом процесс решения проблем носит интуитивный характер. В основе синектики лежит ряд представлений о природе творческой деятельно- сти и возможностях ее построения в учебном процессе: ис- пользование внешне выраженных, четко очерченных этапов и процедур творческой деятельности; ключевая, преобла- дающая роль иррациональных, эмоционально окрашенных мыслительных процессов как движущей силы творческого поиска [1: 82–85].

Особое место в ТРИЗ-педагогике занимают гуманитар- ные курсы:

РТВ (развитие творческого воображения), созданный на базе исследования произведений научной фантастики, и ЖСТД (жизненная стратегия творческой личности), по- строенный на основе исследования более 1000 биографий творческих личностей. Наряду с вышеуказанными, основ- ными перспективными направлениями ТРИЗ-педагогики являются также: создание алгоритмов синтеза загадок, по- словиц, подвижных игр, приложение ТРИЗ к различным предметам.

Педагогика – наука гуманитарная и поэтому применение в ней теории решения изобретальских задач воспринимается некоторыми учителями и руководителями учебных заведений как навязывание жесткой схемы рационального мышления, противоречащей гуманитаризации образования. Но на самом деле все обстоит иначе: приложения ТРИЗ – в технике, педа- гогике и др. – являются применением общих закономерно- стей развития систем в этих конкретных областях. Необхо-


димо также сказать несколько слов относительно рациональ- ного мышления: учитель, владеющий методами ТРИЗ, сле- дуя как бы «жесткой» схеме мышления, при выходе на не- стандартные решения, испытывает подлинный творческий, эмоциональный подъём; «тризовское» мышление не отнима- ет свободу выбора решений, а только лишь помогает опреде- лению области нахождения наиболее оптимальных решений. К достоинствам ТРИЗ-педагогики относятся: существенное повышение вероятности решения творческих задач учащи- мися, благодаря использованию систем алгоритмов, мето- дов и приемов психологического барьера боязни нового, вы- работки восприятия жизненных и профессиональных про- блем не как непреодолимого препятствия, а как очередной задачи, нуждающейся в решении. К недостаткам следует от- нести значительный объем, требующий даже для ознакомле- ния с теорией от 40 до 120 учебных часов с разбором десят- ка практических задач. Исследователи, работающие в ТРИЗ- педагогике: И.М. Верткий, В.Г. Березина, М.С. Гафитгулин, А.А. Гин, Ю.С. Мурашковский и др.

Сегодня, в начале XXI века, в течение своей жиз- ни человек может неоднократно наблюдать смену образ- цов техники, социальных структур, мировоззрения. В связи с этим необходимо всячески способствовать развитию лич- ности учащегося, его умения осуществлять нестандартный подход к решению задач, поставленных временем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: