Не личными причинами

Но, как это делает всякий политик,

Общественной необходимостью.

Сальери говорит:

«...я избран, чтоб его остановить...»

И здесь – гениальное пушкинское открытие.

Сальери – один из величайших эгоцентристов в истории литературы

В первом монологе, который звучит на сцене не более пяти минут, Антонио Сальери 29 раз использует все формы личного местоимения.

Но он же перестает быть эгоцентристом в своем втором монологе. Здесь появляется местоимение третьего лица множественного числа.

Вместо «Я» – «МЫ».

И происходит эта замена на множественное число именно там, где Сальери обосновывает осознанную им общественную необходимость убить Моцарта:

«...я избран, чтоб его

Остановить – не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки».

Этот гениальный Пушкиным выверенный повтор словно

попытка Сальери убедить самого себя:

«...МЫ ВСЕ, мы все...

И к тому же ОН ИЗБРАН».

И дальше:

«...ЧТО БУДЕТ С НАМИ...»

И далее:

«Наследника нам не оставит он»

И далее:

«Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!»

И наконец:

«Так улетай же! Чем скорей, тем лучше».

Решение убить Моцарта обоснованно.

И главная причина того, что Моцарта необходимо уничтожить, выявляется пушкинским Сальери подсознательно гораздо раньше, чем она приходит в его голову в форме конкретного решения. Обвинительный приговор еще без объявления меры наказания звучит в этой, как я думаю, ключевой фразе всей трагедии.

Сальери:

«Ты, Моцарт, недостоин сам себя».

Как избавиться от этой нелепости? Как привести в гармонию дух Моцарта и его тело?

Сальери принимает решение:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: