Методические рекомендации

Социология прошла долгий путь становления в качестве самостоятельной науки. Довольно длительное время общество, общественную жизнь изучали история, философия истории и ряд частных общественных наук - политология, юриспруденция и т.д. Как самостоятельная наука социология формируется в 40-х го­дах XIX века (О. Конт, Г. Спенсер).

Социология (от социо - общество, логос - учение) - это уче­ние об обществе. Но общество изучали и изучают многочислен­ные науки: демография, этнография, археология, история, юриспруденция, языкознание, этика, эстетика, педагогика, со­циальная психология и др. Значит, надо определить ту пред­метную область (аспект, срез, сферу) общественной жизни, ко­торая и является предметом социологии.

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формиривалась в 19 веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком. английском языках. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала эмпирической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философ, создатель так называемой «французской социологической школы». С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Объект и предмет социологической науки.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различи и объекта и предмета познания.

Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Явление безработицы: экономисты юристы психологи социологи

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

1. Свою особую сторону или среду объективной реальности

2. Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности

3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей

Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.

Общество - это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.

Например: В настоящее время - люди тоже, что и год, и два и три назад, а состояние государства изменилось. Почему? Произошли изменения отношений. Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится:

Предмет социологии - социальная сторона жизни общества.

Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов).

Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Функции социологии.

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека.

Таким образом, социология, изучая общественную жизнь

во-первых: решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?” — объект;

2) “как познается?” — метод;

т.е. связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

во-вторых: изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.

Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда, культуры и т.д. и отвечает на вопрос “для чего?”:

(для социального развития, для формирования правового общества, для социального управления и т.д.)

Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.

С учетом этих двух аспектов функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные — Познавательная: 1) дескриптивная (описательная) 2) диагностическая 3) прогностическая (попытка предвидеть) 4) моделирования социальных объектов
Прикладные — Прогнозная — Социального проектирования и конструирования — Организационно-технологическая — Управленческая — Инструментальная

Структура социологии.

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания.

Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические основы социологии.

II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.

III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки.

IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.

По I части:

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

По II части:

Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального.

2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

По III части:

Специфика познавательной деятельности — теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

По IV части:

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.

Метод социологической науки.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Он включает в себя:

1) Теоретическую часть

— разработка программы исследования,

— обоснование цели и задач,

— определение гипотез и этапов исследования.

2) Инструментальную часть (процедурная часть)

— набор инструментов сбора информации

— выбор метода сбора информации

— определение результативной выборки

— возможность обработки информации

— получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Социальное как предметная сущность социологического анализа. Социальные структуры и отношения.

Социальные отношения

Способом существования человеческого общества является деятельность как целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Деятельность предстает в ее многообразных формах и видах (экономическая, художественная, управленческая, педагогическая и т.п.). В ходе деятельности люди (индивиды и общности) вступают в мно­гообразные социальные отношения: в экономической деятель­ности устанавливаются экономические отношения, в управлен­ческой деятельности - управленческие отношения, в полити­ческой деятельности - политические отношения и т.д. Так или иначе, но деятельность генерирует, производит соответствую­щие ей отношения. Можно сказать, что деятельность - это со­держание, а отношения - это форма, структура бытия общества. Как нет содержания без формы, так нет и деятельности без спе­цифических для нее отношений.

Социальные отношения предполагают совокупность связей и отграничений в отношениях между социальными субъектами (индивидами и общностями) в общей сфере их деятельности. Нельзя сводить социальные отношения только к связям. В по­нятии «связь» отражается сходство, единство, общее, но отноше­ния включают в себя и отграничения, обособления, связанные с различиями субъектов. Скажем, торговые связи схватывают единство, общность партнеров; торговые отграничения - кон­фронтацию, обособление конкурентов, а торговые отношения - это единство связей и отграничений, партнерства и конкуренции.

В социологических исследованиях и ставятся конкретные за­дачи изучения или связей, общностей субъектов, или их обо­собленности, противостояния, или и того и другого (отношений).

Развитие социальных отношений и может происходить в этих двух направлениях: или усиление связей, отношений со­дружества, или усиление отграничения, обособления, вражды. Не будем забывать, что конфронтация, противостояние, враж­да и т.п. - это тоже отношения, но с отрицательным, негатив­ным знаком.

В современной социальной конфликтологии как в особом раз­деле социологии значительное внимание и обращается на эти механизмы развития отношений в диапазоне их позитивных и негативных значений: консенсус - компромисс - конфронта­ция - катастрофа. Множество социологических и социально-психологических понятий характеризует модусы, виды соци­альных отношений: единство, вражда, борьба, содружество, взаимосвязь, взаимопомощь, противостояние, компромисс, со­гласие, дружба, договор, конвенция, соглашение и т.д. и т.п.

Характер социальных отношений с их полюсами (связь -отграничение) определяется спецификой социальных субъек­тов: их программами, целями, потребностями и интересами, социальным статусом и ролью, ценностными ориентациями и т.д. Важное значение имеют, конечно, прежде всего эконо­мические и политические установки, отражающие объектив­ное экономическое и политическое положение субъектов: «объективный статус субъекта определяет его субъективные установки, а они обуславливают характер социальных отно­шений».

Иначе говоря, за субъективными отношениями индивидов или общностей надо видеть различие или сходство их субъек­тивных установок (программ, потребностей, интересов), а за ними различие или сходство объективного (экономического и политического) положения данных субъектов (классы, партии, группы, нации и т.д.). Этот трехуровневый подход и обеспечи­вает при социологических исследованиях создание адекватной модели отношений.

В соответствии с дифференциацией социальных субъектов можно говорить и о типах социальных отношений. Здесь мож­но выделить:

а) межличностные отношения индивидов;

б) личностно-групповые отношения;

в) межгрупповые отношения;

г) внутриличностные отношения.

Исследование межличностных и внутриличностных отно­шений входит в задачу общей психологии, социальной пси­хологии, хотя социология всегда учитывала влияние этих от­ношений на личностно-групповые и межгрупповые. Скажем, межличностные отношения нескольких лидеров внутри од­ной и той же партии, одного и того же движения могут суще­ственно влиять на статус партии или движения, их програм­мы, позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: