Методические рекомендации

Понятие власти как одной из форм наве­дения в той или иной общественной системе. Напомним, что любая система, институт, общность, коллектив, группа может наводить порядок, устанавливать "лад" сами, сво­ими внутренними силами, механизмами. Скажем, порядок в семье, в тнорческом коллективе. Тогда власть как нечто внеш­нее не нужна. Порядок (функционирование, взаимодействие, развитие) устанавливается нравственными регуляторами, обще­принятыми правилами, своим внутренним уставом: запретами, обычаями, традициями и другими внеполитическими нормами. Если же какая-то общность, организация, институт не способ­ны к внутреннему упорядочению своей жизни, тогда "лад", по­рядок вносится извне, властью. Конечно, власть может устанав­ливаться и в результате внешнего насилия, вторжения, подчи­нения одной группы людей другой (например, завоевание).

Можно говорить о нескольких видах власти. Самая простая из них - это государственная власть, т.е. власть государства, всей системы его законодательных, исполнительных и судеб­ных органов, куда входят парламент, правительство, министер­ства, президентские структуры, суд, прокуратура. Поскольку государство - это политическая организация, то и власть госу­дарства можно рассматривать как политическую власть. Но выше было уже сказано, что политика, политическая система не сводится к государству. Политика шире государства, по­скольку включает в себя отношения партий, классов и госу­дарств в их борьбе за власть. Политическая власть, следовательно, включает в себя властные функции партий,классов и госу­дарств. Государственная власть - это вид политической власти.

Если государство располагает специальными органами, меха­низмами, инструментами власти (милиция, суд, прокуратура, армия, госбезопасность), то партии и классы их не имеют и ока­зывают воздействие на своих членов или на других людей, в том числе и на государство, при помощи выработанных регламентов поведения (уставов, кодексов), нравственных норм, политичес­ких акций, дисциплинарных правил, идеологических воздей­ствий. Все эти средства не имеют правового характера, не явля­ются властью права, властью закона. Партии и классы скорее пользуются властью норм и властью политических акций.

В общественной жизни существует и экономическая власть -власть голода, денег, богатства. Имущие, экономически бога­тые и обеспеченные люди, группы могут оказывать экономичес­кое давление на государство, на партии, на классы, на лидеров. Взятка, подкуп, коррупция, акции, проценты и дивиденды, не­заслуженные премии и вознаграждения и т.п. - все это хорошо известно во всех странах.

В последнее время весомость в обществе приобретает инфор­мационно-психологическая власть - власть над умами и душа­ми людей средств массовой информации и коммуникации. Не­даром СМИ в нашей стране называют "четвертой властью" наря­ду с законодательной, исполнительной и судебной. СМИ владеют духовным миром людей, образом их мыслей, а значит, и поведе­нием, образом жизни при помощи отработанных социально-пси­хологических механизмов: идентификации, уподобления, вну­шения, заражения, подражания, слухов, сплетен, анекдотов, имиджных шоу и пр. и пр. Все это средства манипулирования сознанием. Важное место здесь принадлежит моде как времен­ному господству чьего-то вкуса. Не будем забывать, что кроме модных костюмов и причесок существует мода на убеждения, идеалы, профессии, хобби, образ жизни, на духовные ценности.

В той или иной форме, но власть всегда связана с управлени­ем. Управление - это информационное, а не вещественно-энер­гетическое воздействие одной системы на другую. Управление -это приведение управляемой системы (объект управления) в состояние, задаваемое программой управляющей системы (субъект управления). Социальное управление (есть еще биоло­гическое и техническое) реализуется в основных функциях пла­нирования, организации, руководства, контроля и регулирова­ния. Властные структуры могут выполнять их все или в тех или иных комбинациях.

Планирование - это функция управления, состоящая в вы­работке той программы, которую должен выполнять объект управления.

Организация - это функция управления, связанная с созда­нием той системы (кадры, средства, службы и т.д.), которая бу­дет реализовывать программу.

Руководство - это процесс направления управляемой систе­мы в русло программы, в русло поставленной цели.

Контроль - это обратная связь управляющей системы с уп­равляемой для отслеживания эффективности деятельности последней.

Регулирование - это внесение корректив, поправок, изменений в управляемую систему, если она отклоняется от программы.

Все эти функции осуществляются по отношению к системам, деятельность которых направляется извне, управленческой вла­стью. Сложные социальные системы, сообщества людей для их эффективной деятельности нуждаются в управлении В различных анархических теориях, абсолютизирующих свободу личности общности, отрицается необходимость власти и управления вообще ("анархия - мать порядка"). Критическое отношение - анархистов к бюрократическому государству распро­страняется на общество в целом, хотя, как известно, без орга­низации, без контроля, без планирования (вплоть до разработ­ки стратегических программ) общество, страна, государство, ре­гион, город существовать не могут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: