Понятие власти как одной из форм наведения в той или иной общественной системе. Напомним, что любая система, институт, общность, коллектив, группа может наводить порядок, устанавливать "лад" сами, своими внутренними силами, механизмами. Скажем, порядок в семье, в тнорческом коллективе. Тогда власть как нечто внешнее не нужна. Порядок (функционирование, взаимодействие, развитие) устанавливается нравственными регуляторами, общепринятыми правилами, своим внутренним уставом: запретами, обычаями, традициями и другими внеполитическими нормами. Если же какая-то общность, организация, институт не способны к внутреннему упорядочению своей жизни, тогда "лад", порядок вносится извне, властью. Конечно, власть может устанавливаться и в результате внешнего насилия, вторжения, подчинения одной группы людей другой (например, завоевание).
Можно говорить о нескольких видах власти. Самая простая из них - это государственная власть, т.е. власть государства, всей системы его законодательных, исполнительных и судебных органов, куда входят парламент, правительство, министерства, президентские структуры, суд, прокуратура. Поскольку государство - это политическая организация, то и власть государства можно рассматривать как политическую власть. Но выше было уже сказано, что политика, политическая система не сводится к государству. Политика шире государства, поскольку включает в себя отношения партий, классов и государств в их борьбе за власть. Политическая власть, следовательно, включает в себя властные функции партий,классов и государств. Государственная власть - это вид политической власти.
|
|
Если государство располагает специальными органами, механизмами, инструментами власти (милиция, суд, прокуратура, армия, госбезопасность), то партии и классы их не имеют и оказывают воздействие на своих членов или на других людей, в том числе и на государство, при помощи выработанных регламентов поведения (уставов, кодексов), нравственных норм, политических акций, дисциплинарных правил, идеологических воздействий. Все эти средства не имеют правового характера, не являются властью права, властью закона. Партии и классы скорее пользуются властью норм и властью политических акций.
В общественной жизни существует и экономическая власть -власть голода, денег, богатства. Имущие, экономически богатые и обеспеченные люди, группы могут оказывать экономическое давление на государство, на партии, на классы, на лидеров. Взятка, подкуп, коррупция, акции, проценты и дивиденды, незаслуженные премии и вознаграждения и т.п. - все это хорошо известно во всех странах.
|
|
В последнее время весомость в обществе приобретает информационно-психологическая власть - власть над умами и душами людей средств массовой информации и коммуникации. Недаром СМИ в нашей стране называют "четвертой властью" наряду с законодательной, исполнительной и судебной. СМИ владеют духовным миром людей, образом их мыслей, а значит, и поведением, образом жизни при помощи отработанных социально-психологических механизмов: идентификации, уподобления, внушения, заражения, подражания, слухов, сплетен, анекдотов, имиджных шоу и пр. и пр. Все это средства манипулирования сознанием. Важное место здесь принадлежит моде как временному господству чьего-то вкуса. Не будем забывать, что кроме модных костюмов и причесок существует мода на убеждения, идеалы, профессии, хобби, образ жизни, на духовные ценности.
В той или иной форме, но власть всегда связана с управлением. Управление - это информационное, а не вещественно-энергетическое воздействие одной системы на другую. Управление -это приведение управляемой системы (объект управления) в состояние, задаваемое программой управляющей системы (субъект управления). Социальное управление (есть еще биологическое и техническое) реализуется в основных функциях планирования, организации, руководства, контроля и регулирования. Властные структуры могут выполнять их все или в тех или иных комбинациях.
Планирование - это функция управления, состоящая в выработке той программы, которую должен выполнять объект управления.
Организация - это функция управления, связанная с созданием той системы (кадры, средства, службы и т.д.), которая будет реализовывать программу.
Руководство - это процесс направления управляемой системы в русло программы, в русло поставленной цели.
Контроль - это обратная связь управляющей системы с управляемой для отслеживания эффективности деятельности последней.
Регулирование - это внесение корректив, поправок, изменений в управляемую систему, если она отклоняется от программы.
Все эти функции осуществляются по отношению к системам, деятельность которых направляется извне, управленческой властью. Сложные социальные системы, сообщества людей для их эффективной деятельности нуждаются в управлении В различных анархических теориях, абсолютизирующих свободу личности общности, отрицается необходимость власти и управления вообще ("анархия - мать порядка"). Критическое отношение - анархистов к бюрократическому государству распространяется на общество в целом, хотя, как известно, без организации, без контроля, без планирования (вплоть до разработки стратегических программ) общество, страна, государство, регион, город существовать не могут.