Статистика - это наука, которая с помощью особых методов изучает массовые явления в природе и обществе и, по сути, составляет количественный каркас, отображающий все необходимые человечеству сведения об окружающем его мире. Слово status - латинское, означает состояние вещей или положение. От корня этого слова образовались слова - stato "государство" и statistika. В научной литературе слово "статистика" вошло в употребление в XVIII в. и первоначально в буквальном смысле понималось как государствоведение, т.е. систематизированный сбор и представление данных о государственном устройстве, территории, населении, природных ресурсах и экономике страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государствами.
Статистика как наука стала развиваться со второй половины XVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии - математическая школа статистики, в Германии - описательная школа статистики.
Ярким представителем первой школы был У. Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки, впервые широко применившим математику для экономического анализа. Его "политическая арифметика" основывалась на точном наблюдении и подсчете экономических явлений.
|
|
Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Г. Конринг (1606-1681) и Г. Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.
Дальнейшее развитие статистики связано с именами А. Кетле (1796-1874), Ф. Гальтона (1822-1911), К. Пирсона (1857-1936), В. Госсета (1876-1936), Р. Фишера (1890-1962). Считается, что А. Кетле положил начало третьему направлению статистической науки - статистико-математическому. Ему принадлежит термин "социальная физика", так он называл науку, изучающую закономерности массовых общественных явлений, к анализу которых могут быть применены математические методы. В целом представители статистико-математического направления внесли существенный вклад в развитие методологии статистической науки (ряды распределения, теория корреляции).
Отечественная статистика прошла путь от описательной статистики (И.К. Кириллов (1689-1737) и В.Н. Татищев (1686-1750)) до статистики как науки о "категорическом исчислении" (А.Н. Радищев (1728-1806), Д.П. Журавский (1810-1856)). Видные представители русской академической школы статистики А.А. Чупров (1874-1926), Ю.Э. Янсон (1835-1893), А.А. Кауфман (1874-1919) и другие оказали большое влияние не только на развитие статистической науки, но и на работу статистических органов, привлекая внимание российской общественности к изучению массовых явлений. Особенностью развития статистики в России было создание после отмены крепостного права земской статистики, которая отличалась высоким профессионализмом.
|
|
К концу XIX в. Россия была признана одним из центров научной статистической мысли. Этому в значительной степени способствовали периодические издания: "Статистический журнал", "Вестник Императорского Русского Географического общества" и др. С 1914 по 1919 г. регулярно издавался журнал "Статистический вестник", с 1919 по 1929 г. (возобновлен в 1949 г.) - "Вестник статистики", переименованный в 1995 г. в "Вопросы статистики".
Можно сказать, что история формирования и развития статистики как науки свидетельствует о том, что она сложилась в ходе научного обобщения накопленного учетно-статистического опыта, обусловленного потребностями эффективного управления массовыми явлениями в обществе.
Для современного уровня статистической науки характерно то, что наряду с развитием статистических и экономико-математических методов анализа социально-экономических явлений все более широко используется компьютерная техника. Это не только значительно расширяет охват совокупностей, но и совершенствует саму систему статистического анализа.
Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин, состоящую из общей теории статистики и отраслевых статистик, условно объединенных по содержанию в разделы экономической и социальной статистики.
В настоящее время существует несколько определений понятия "статистика", поскольку оно может употребляться в различных значениях. В научной литературе даются различные определения статистики как науки и практической деятельности*(6). В современном толковании термина "статистика" можно выделить три значения*(7):
1. Статистика как отрасль науки, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых явлений и процессов, отображаемую посредством статистических показателей, в которой излагаются теоретические вопросы сбора, сводки, группировки, методы измерения и анализа количественных сведений о массовых явлениях. Научной отрасли соответствует и учебная дисциплина.
2. Статистика как совокупность сведений о массовых явлениях, процессах в обществе и природе.
3. Статистика как вид практической деятельности по сбору, обработке, анализу статистической информации. В этом значении под статистикой понимают процесс ведения статистики, целью которого является формирование совокупности интересующих статистических сведений.
Обобщая представленные в научной литературе определения статистики как отрасли науки, можно сформулировать определение статистики как науки. Статистика изучает количественную сторону массовых явлений, протекающих в совокупностях объектов, в целях познания их качественной стороны, применяя для этого особые научные приемы, выработанные ею. Специфика статистики как науки состоит в том, что она изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Универсальный характер статистики проявляется в том, что ее методы применимы к любой научной отрасли, изучающей массовые явления.
Во всяком статистическом исследовании можно выделить последовательные этапы:
- статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала;
- сводка и группировка результатов наблюдений;
- анализ полученных сводных материалов.
На этих этапах применяются специфические методы, которые образуют статистическую методологию: метод массовых наблюдений, метод сводки и группировки, метод анализа с помощью обобщающих показателей.
|
|
При массовом наблюдении можно установить закономерности. Чтобы делать правильные выводы об изучаемых общественных явлениях, статистика должна опираться на так называемый закон больших чисел. Под законом больших чисел понимается общий принцип, в силу которого при соединении большого числа явлений действия элементов случайностей взаимопогашаются. Например, в разных уголовных делах составы преступлений, по которым обвиняются лица, могут существенно различаться. Но лишь закон больших чисел, т.е. результат массового статистического наблюдения и обработки статистических данных, позволяет выявить типичный портрет преступника или осужденного по отдельным категориям преступлений, показать сложившуюся судебную практику по назначению конкретных видов и размеров уголовных наказаний.
С помощью сводки и группировки в статистике можно дать систематизированное представление о структуре и результатах рассмотрения дел в различных судебных инстанциях и по видам производства. По сути, утверждаемые Судебным департаментом при Верховном Суде РФ для судов общей юрисдикции и Высшим Арбитражным Судом РФ для системы арбитражных судов формы статистической отчетности являются программами сводки значений первичного статистического учета. При этом значения сгруппированы таким образом, что они отражают потребности в данных по определенным статистическим показателям. Например, группировки дел в показателях по срокам нахождения в производстве, группировки-классификации по отдельным составам УК РФ или КоАП РФ, видам производства по гражданским и арбитражным делам позволяют анализировать структуру рассматриваемых дел, движение дел в суде в течение полугодия, года, выявлять причины нарушения процессуальных сроков рассмотрения и т.п.
Метод анализа с помощью обобщающих показателей позволяет раскрывать причинные связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций.