Предмет, задачи и методы статистики

Статистика - это наука, которая с помощью особых методов изучает массовые явления в природе и обществе и, по сути, составляет количественный каркас, отображающий все необходимые человечеству сведения об окружающем его мире. Слово status - латинское, означает состояние вещей или положение. От корня этого слова образовались слова - stato "государство" и statistika. В научной литературе слово "статистика" вошло в употребление в XVIII в. и первоначально в буквальном смысле понималось как государствоведение, т.е. систематизированный сбор и представление данных о государственном устройстве, территории, населении, природных ресурсах и экономике страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государствами.

Статистика как наука стала развиваться со второй половины XVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии - математическая школа статистики, в Германии - описательная школа статистики.

Ярким представителем первой школы был У. Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки, впервые широко применившим математику для экономического анализа. Его "политическая арифметика" основывалась на точном наблюдении и подсчете экономических явлений.

Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Г. Конринг (1606-1681) и Г. Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.

Дальнейшее развитие статистики связано с именами А. Кетле (1796-1874), Ф. Гальтона (1822-1911), К. Пирсона (1857-1936), В. Госсета (1876-1936), Р. Фишера (1890-1962). Считается, что А. Кетле положил начало третьему направлению статистической науки - статистико-математическому. Ему принадлежит термин "социальная физика", так он называл науку, изучающую закономерности массовых общественных явлений, к анализу которых могут быть применены математические методы. В целом представители статистико-математического направления внесли существенный вклад в развитие методологии статистической науки (ряды распределения, теория корреляции).

Отечественная статистика прошла путь от описательной статистики (И.К. Кириллов (1689-1737) и В.Н. Татищев (1686-1750)) до статистики как науки о "категорическом исчислении" (А.Н. Радищев (1728-1806), Д.П. Журавский (1810-1856)). Видные представители русской академической школы статистики А.А. Чупров (1874-1926), Ю.Э. Янсон (1835-1893), А.А. Кауфман (1874-1919) и другие оказали большое влияние не только на развитие статистической науки, но и на работу статистических органов, привлекая внимание российской общественности к изучению массовых явлений. Особенностью развития статистики в России было создание после отмены крепостного права земской статистики, которая отличалась высоким профессионализмом.

К концу XIX в. Россия была признана одним из центров научной статистической мысли. Этому в значительной степени способствовали периодические издания: "Статистический журнал", "Вестник Императорского Русского Географического общества" и др. С 1914 по 1919 г. регулярно издавался журнал "Статистический вестник", с 1919 по 1929 г. (возобновлен в 1949 г.) - "Вестник статистики", переименованный в 1995 г. в "Вопросы статистики".

Можно сказать, что история формирования и развития статистики как науки свидетельствует о том, что она сложилась в ходе научного обобщения накопленного учетно-статистического опыта, обусловленного потребностями эффективного управления массовыми явлениями в обществе.

Для современного уровня статистической науки характерно то, что наряду с развитием статистических и экономико-математических методов анализа социально-экономических явлений все более широко используется компьютерная техника. Это не только значительно расширяет охват совокупностей, но и совершенствует саму систему статистического анализа.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин, состоящую из общей теории статистики и отраслевых статистик, условно объединенных по содержанию в разделы экономической и социальной статистики.

В настоящее время существует несколько определений понятия "статистика", поскольку оно может употребляться в различных значениях. В научной литературе даются различные определения статистики как науки и практической деятельности*(6). В современном толковании термина "статистика" можно выделить три значения*(7):

1. Статистика как отрасль науки, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых явлений и процессов, отображаемую посредством статистических показателей, в которой излагаются теоретические вопросы сбора, сводки, группировки, методы измерения и анализа количественных сведений о массовых явлениях. Научной отрасли соответствует и учебная дисциплина.

2. Статистика как совокупность сведений о массовых явлениях, процессах в обществе и природе.

3. Статистика как вид практической деятельности по сбору, обработке, анализу статистической информации. В этом значении под статистикой понимают процесс ведения статистики, целью которого является формирование совокупности интересующих статистических сведений.

Обобщая представленные в научной литературе определения статистики как отрасли науки, можно сформулировать определение статистики как науки. Статистика изучает количественную сторону массовых явлений, протекающих в совокупностях объектов, в целях познания их качественной стороны, применяя для этого особые научные приемы, выработанные ею. Специфика статистики как науки состоит в том, что она изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Универсальный характер статистики проявляется в том, что ее методы применимы к любой научной отрасли, изучающей массовые явления.

Во всяком статистическом исследовании можно выделить последовательные этапы:

- статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала;

- сводка и группировка результатов наблюдений;

- анализ полученных сводных материалов.

На этих этапах применяются специфические методы, которые образуют статистическую методологию: метод массовых наблюдений, метод сводки и группировки, метод анализа с помощью обобщающих показателей.

При массовом наблюдении можно установить закономерности. Чтобы делать правильные выводы об изучаемых общественных явлениях, статистика должна опираться на так называемый закон больших чисел. Под законом больших чисел понимается общий принцип, в силу которого при соединении большого числа явлений действия элементов случайностей взаимопогашаются. Например, в разных уголовных делах составы преступлений, по которым обвиняются лица, могут существенно различаться. Но лишь закон больших чисел, т.е. результат массового статистического наблюдения и обработки статистических данных, позволяет выявить типичный портрет преступника или осужденного по отдельным категориям преступлений, показать сложившуюся судебную практику по назначению конкретных видов и размеров уголовных наказаний.

С помощью сводки и группировки в статистике можно дать систематизированное представление о структуре и результатах рассмотрения дел в различных судебных инстанциях и по видам производства. По сути, утверждаемые Судебным департаментом при Верховном Суде РФ для судов общей юрисдикции и Высшим Арбитражным Судом РФ для системы арбитражных судов формы статистической отчетности являются программами сводки значений первичного статистического учета. При этом значения сгруппированы таким образом, что они отражают потребности в данных по определенным статистическим показателям. Например, группировки дел в показателях по срокам нахождения в производстве, группировки-классификации по отдельным составам УК РФ или КоАП РФ, видам производства по гражданским и арбитражным делам позволяют анализировать структуру рассматриваемых дел, движение дел в суде в течение полугодия, года, выявлять причины нарушения процессуальных сроков рассмотрения и т.п.

Метод анализа с помощью обобщающих показателей позволяет раскрывать причинные связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных факторов, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: