Есть люди настолько акцентуированные, что в отношении них все оценки сходятся. Здесь и опросник, и коллеги, и эксперты говорят одно и то же, а зачастую и сам человек относительно себя все прекрасно и адекватно (или почти адекватно) понимает. Такой пример иллюстрирует профиль а на рис. 7. Однако даже в этом конкретном случае есть тонкий момент, который интуитивно «ухватит» опытный диагност. Диагностируемый человек — выраженный «мотиватор», эк-стравертивный и склонный к «изыскательству». И вместе с тем даже здесь самооценка и внешняя оценка несколько расходятся — человеку хочется считать себя и немного «аналитиком», команда же (признавая его интеллектуальный потенциал) склоняется к полюсу «генерации идей». Кто прав? Очевидно, в данном случае права команда. Поскольку этот человек — «мотиватор-изыскатель», здесь не остается сомнений в сильном личностном факторе (развитом «эго»), а значит, если здесь есть какая-то интеллектуальная роль, к которой он может быть склонен, — это, естественно, «генератор идей», а не «аналитик». Учитывая, что наблюдатели трудно дифференцируют «генераторов идей» от «изыскателей», можно сделать на это поправку и вообще остановиться на характеристике «мотиватор-изыскатель» как основной (если средняя креативность подтвердится результатами тестов), зафиксировав при этом области, где такой яркой личности явно нужны взаимодополнительные партнеры или заместители.
|
|
Вместе с тем есть люди, для которых оценки наблюдателей и самооценки расходятся более существенным образом (профиль б на рис. 7). Если все оценки точны (в данном случае это так), подобный профиль иллюстрирует ролевой конфликт. Команда вменяет человеку роль «контролера» и «аналитика» («проанализируй все возможности, выбери лучший, найди в нем изъяны, пойми, можно ли устранить их»), и он принимает их и демонстрирует в своем поведении. При этом он хочет быть «генератором идей» (способен к этому, а в другой команде, возможно, был бы). Команда лишается, таким образом, очень сильного «генератора» только потому, что больше некому выполнить
Рис. 7. Пример результатов диагностики склонности к командным
ролям разного типа на основании модели Белбина: а) высокая степень соответствия между самооценкой и оценкой человека командой; б) в самооценке и ожиданиях группы наблюдается значительное расхождение
роль «контролера», а этот человек оказывается к роли «контролера» способен (хоть и не склонен).
Очевидно, что этот человек имеет некоторый выбор. В частности, он может переключаться между интеллектуальными ролями и ролью
|
|
«контролера». Он сильно тяготеет к интроверсии и вряд ли когда-нибудь захочет выступить в какой-либо из ролей-переговорщиков (здесь ему нужны компаньоны, партнеры или сотрудники), зато он хочет развивать свой лидерский потенциал (через роль «ведущего») и, обладая высокой готовностью действовать в интересах группы, возможно, в какой-либо из команд сможет сделать это.
Последний пример иллюстрирует, как происходит увязывание интересов человека и команды: в каких-то случаях — в пользу человека, в данном случае — скорее, в пользу команды. Как в своей книге по командооб-разованию весьма едко высказались по этому поводу X. Роббинс и М. Финли: «Если кто-то в вашей команды назвал вас задом лошади — забудьте про это; если двое в вашей команде назвали вас задом лошади — они могли сговориться; если это сделали трое, то покупайте себе седло». Команда меняет людей. Тем не менее, это позволяет команде существовать и сохранять эффективность совместной деятельности. Существует три механизма, по которым члены команд принимают свои роли (приобретают роль в процессе комплектации команды).
? Создание роли (role-making). Человек конструирует ролевое пове
дение, ориентируясь на свои способности и предрасположенности. Такие
паттерны малоосознаваемы и воспроизводятся как единственно возмож
ные в различных командах. Человек создает свою роль как бы изнутри.
Это может приводить к несогласованности ролевого поведения в коман
де, попытке одновременного исполнения одним человеком трудно совме
стимых ролей (например, «ведущего» и «генератора идей»). Зачастую
подобный стихийный процесс приводит к «выпадению» необходимых
ролей в команде в целом.
? Принятие роли (role-taking). Человек формирует свое поведение,
руководствуясь преимущественно ожиданиями команды. Он относится к
себе как к «глине», из которой можно вылепить все необходимое. Несмотря
на такую установку по отношению к себе, участник не всегда способен соот
ветствовать групповым ожиданиям. Причиной этого являются индивиду
альные особенности, которые невозможно проигнорировать (склонности,
способности, компетенции). Рассогласование групповых ожиданий и спо
собностей (готовности) участников им соответствовать может приводить к
исполнению навязанных, но индивидуально неприемлемых ролей.
? Ролевое самоопределение (role self-determination). Человек и ко
манда взаимоувязывают свои ролевые репертуары. С одной стороны, груп
па определяет набор необходимых ролей, с другой — для каждого участ
ника фиксируется перечень ролей, которые он выполняет наилучшим об
разом. Согласование ролевого репертуара предполагает соотнесение
групповых ожиданий и индивидуальных установок и способностей. Та
ким образом, преодолевается разрыв между индивидуальным поведени
ем и групповыми ожиданиями.
Комплектация управленческих команд (в отличие от проектных Групп) редко осуществляется «с нуля». Обычно существует некий сло-жшпмийся, проверенный жизнью «костяк», который необходимо доукомплектовать совместимыми людьми либо выявить в нем существующие ролевые конфликты, противоречия и предпринять действия для уменьшения ролевой неопределенности. Диагностировав ролевой репер- гул.р каждого члена команды, необходимо представить, как этот «сплав» (■удст работать вместе. Группу (команду) можно анализировать, используя различный концептуальный аппарат.
Итак, сильной стороной модели Белбина является ее высокая диф-ференцированность (объяснительная сила) относительно внутрикоманд-и мх процессов и противоречий. Модель имеет развитый диагностический и методический аппарат, поэтому вокруг нее продуктивно как про-иодить комплектацию команд, так и осуществлять позиционирование / нерепозиционирование членов существующих команд (особенно в ситу-ицпи обострения внутренних кризисов и противоречий). Модель также позволяет давать развернутые индивидуальные рекомендации по разви-тню конкретным человеком своего командного потенциала в будущем.
|
|
Существует несколько направлений подобных рекомендаций, как и несколько путей, по которым человек может развиваться, обладая информацией о своем ролевом репертуаре. Наиболее конструктивна концентрация на своих сильных сторонах и подбор себе компаньонов (коллег, подчиненных) по принципу взаимного дополнения. Качества, необходимые для исполнения ролей, попавших в средний диапазон, развивать можно. Однако, имея информацию об исходных качествах личности и способностях, нужно специально анализировать, будет ли такое развитие полноценным или оно приведет лишь к среднему, но невыдающемуся исполнению роли.
Интересна ситуация с наименее развитыми ролями. Тут происходит нечто, похожее на работу с «теневой» (бессознательной) функцией психотипа. Работать со своими «проколами» методом прямого улучшения полезно, но далеко не всегда продуктивно. Ведь зачастую это приводит к чотя бы временному ослаблению сильных сторон, требующих противоположных качеств и стиля поведения (например, человек, развивающий и себе лидерский потенциал «мотиватора», должен при этом отказываться от мягкости и неконфликтности, свойственной «гармонизатору»). (' другой стороны, такая работа над собой способствует децентрации. По-11 и мание своих «слепых пятен» помогает больше ценить вклад других членов команды, способных эти слабые звенья компенсировать. Здесь возникает традиционный вопрос об оценке трудовых вкладов в команде. Возможно, все будут работать с одинаковой самоотдачей, но вклад «■реализатора» окажется заметнее, чем, например, вклад «гармонизато-|)ii». Понимая то действительно важное, что может привнести в команду
только «гармонизатор», другие члены команды, с минимальными к этой роли способностями и склонностями, могут начать больше ценить эти качества в совместной работе.
|
|
Что касается управленческого процесса как такового и специфики его реализации в организационной действительности, то модель Белбина дифференцирует управленческую деятельность меньше других. В этой связи необходимо рассмотреть альтернативный ролевой подход, предложенный Ч. Дж. Марджерисоном и Д. МакКенном.
«Колесо команды» Марджерисона—МакКенна
Модель Марджерисона—МакКенна разделяет процесс управления на восемь рабочих функций (типов задач, навыков руководителей): консультирование, новаторство, стимулирование, развитие, организация, производство, контроль, поддержание — а также одну всеобъемлющую область координационной деятельности под названием «формирование связей», или «связи». Эти функции объединяются в модель, известную под названием «"Колесо команды" Марджерисона—МакКенна» (рис. 8), которая чрезвычайна популярна в мировой консалтинговой практике и уступает по известности среди ролевых моделей только модели Белбина.
Рис. 8. «Колесо команды» Марджерисона—МакКенна
В точном соответствии с восемью основными функциями фиксируются восемь типов индивидуальных предпочтений, или командных ро-
,i|t'li (табл. 6). Для «формирования связей» специфическая командная роль Цсныделена, поскольку считается, что этот тип деятельности может выполни Hi л юбой член команды с развитыми коммуникативными способностями и навыками и с соответствующими коммуникативными установками. ('(нтюшение типов деятельности и командных ролей символически изоб-рнжают в виде двух колес (с характерным делением каждого «колеса» на сердцевину и восемь сегментов) — в подобном виде модель получила на-,i i«111 и с «Велосипед работы в команде Марджерисона—МакКенна».
Таблица 6