В группу вбегает Незнайка со словами «Я бегал и мне на пути встречались различные деревья и животные, я так и не понял, где я находился? Быть может детишки — поможете мне узнать, где я был?» Воспитатель спрашивает у детей - поможем Незнайки? (ответы детей). Воспитатель удивлен, что Незнайка не знает что такое лес, и кто живет в лесу.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? (Да)
А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т. д.)
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес, взять с собой Незнайку и познакомить его с лесом и с лесными животными.
Воспитатель спрашивает у детей, на чем можно отправиться в лес? (ответы детей на машине, на велосипеде, на лошади, на автобусе.) Молодцы вы много видов транспорта назвали, но мы поедем на автобусе. А чтобы ехать на автобусе, кто нам нужен? (ответы детей шофер, кондуктор)
Воспитатель распределяет роли, с помощью считалки. (Среди мальчиков выбираем водителя, среди девочек кондуктора остальные пассажиры).
Дети садятся на стульчики (автобус, покупают у кондуктора билеты, отправляются в путь доезжают до станции «Лесная».
По приезду в лес воспитатель сообщает детям и Незнайки что лес — это сообщество многих обитателей — представителей растительного и животного мира.
Воспитатель загадывает детям три загадки, о деревьях (о дубе, осине, липе)
Незнайка знакомится с деревьями. Для того чтобы лучше Незнайка запомнил деревья воспитатель предлагает сыграть в игру “Раз, два, три… ”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:
Сосна – руки разведены в стороны;
Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;
Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;
Дуб – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;
Береза – руки вверх, кисти рук опустить.
Воспитатель спрашивает у детей дерево живое или нет? (варианты ответов детей живое).
Почему так думаете? (варианты ответов детей потому что, как все живое питается, спит, размножается и дышит).
С помощью чего деревья дышат? (варианты ответов детей с помощью листьев). Незнайка, а ты знаешь, из каких частей состоит дерево? (ответ Незнайки нет).
Воспитатель предлагает детям игру «Части дерева» разрезные картинки
Дети собирают по трое, деревья, называют это дерево и части дерева (корни, ствол, ветки, листья). Незнайка смотрит и запоминает.
Воспитатель обращает внимание на листочки, которые лежат на полу.
Ребята посмотрите, сколько листочков на земле, был сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, все листочки перепутались, посмотрите какие деревья грустные стоят, давайте поможем деревьям, подберем каждому дереву свой листочек.
Воспитатель, проводит игру «С какого дерева листок».
(дети «оживляют деревья»)
- Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!
Воспитатель проводит Физ. минутку «Мы по лесу погуляли»
Мы по лесу погуляли и немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,
А потом все дружно встали, великанами все стали.
Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
- Вам приятно находиться в таком лесу? (Да)
Воспитатель спрашивает у детей, ребята скажите Незнайки, кто еще живет в лесу (ответы детей дикие животные).
Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке, картинки лежат на пенечке (стульчик).
Ребятам предлагается рассказать о жизни зверей, которые живут в лесу.
Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводят лето и зиму. Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются. (Ответы детей).
Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.
Ответы детей (самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).
Воспитатель предлагает детям вспомнить и познакомить Незнайку с основными правилами поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т. п.)
Воспитатель рассказывает, что в каждом лесу много различных птиц. На деревьях развешены птицы, дети по очереди подводят Незнайку к птице и называют эту птицу, воспитатель помогает детям.
Воспитатель предлагает игру «Узнай по голосу». Включаются голоса птиц, дети угадывают, а Незнайка знакомится.
Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.
Воспитатель предлагает детям и Незнайки возвратиться в группу, считалкой распределяет роли шофера, кондуктора.
Все садятся в автобус, и возвращаются в группу. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.
По приезду в детский сад ребятам предлагается нарисовать лес и его обитателей, и подарить Незнайки, чтобы он помнил о лесе и о его обитателях. Незнайка забирает рисунки, благодарит детей за помощь, уходит.