Архитектура, скульптура

В 1й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины, скульптур, колонн. Во 2й половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. Наиболее яркой фигурой середины XVIII столетия был В. В. Растрелли (1700—1771). Его основными архитектурными шедеврами

являются:

1) дворец в Петергофе;

2) дворцовый ансамбль в Царском Селе;

3) Смольный монастырь под Петербургом.

Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комплексы и т. п. В 1754—1762 гг. Растрелли возвел новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I. Во 2й половине XVIII в. появляется ряд крупнейших талантливых русских зодчих. В их деятельности русский классицизм обрел свои основные черты. В. И. Баженов (1737—1799) — великий русский зодчий, один из первых представителей русского классицизма. Его постигла трагическая судьба: проект грандиозного дворца в Московском Кремле был одобрен, но не осуществлен. Вторая его работа — проектирование и строительство царского загородного дворца в с. Царицыно под Москвой — была доведена до окончания постройки, но, по приказу Екатерины II, разрушена за близость Баженова к Новикову. Долгие годы В. И. Баженов выполнял заказы частных лиц, и только в 90е гг. XVIII в. Создал проект Михайловского замка, построенного для Павла I в 1797—1800 гг. архитектором Бренна. Наряду с дворцово-парковой архитектурой в XVIII столетии все большее значение приобретает строительство зданий общественного назначения. Одной из первых построек подобного типа является знаменитое Адмиралтейство в Петербурге работы русского архитектора И. К. Коробова (1700—1747).

В строительство крупных общественных сооружений в Москве большой вклад нес великий русский одчий М. Ф. Казаков(1738—1812). Будучи одним из учеников и почитателей В. И. Баженова, он продолжил совершенствование особенностей русского

классицизма, сделал его еще более строгим и простым. Замечательный пример творчества Казакова — Сенатское здание в Московском Кремле. Одновременно с русскими зодчими в России успешно работали и иностранцы. Среди них наиболее талантливыми были шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги. Одним из первых образцов классицизма стало огромное здание Академии художеств, возводившееся на протяжении четверти века (1763—1788 гг.). Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекторы, то есть своего рода центр искусств, задумал еще Петр I. Этот замысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствования — в 1757 г. в Петербурге. Архитектор И. Е. Старов (1745—1808) также придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение — Таврический дворец князя Г. А. Потемкина Таврического в Петербурге (1783—1789). Им построен и собор Александро-Невской

лавры. Старов создал классический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками), вынесенными вперед (эта схема очень понравилась русским помещикам). Нельзя не упомянуть о великолепных достижениях русских скульпторов XVIII столетия. В числе первых стоит знаменитый Ф. И. Шубин (1740—1805). Тенденции реализма, острая портретная характеристика выражены в его творчестве четко,рельефно. Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает скульптуре особую живость и выразительность. В области декоративной скульптуры в эту эпоху работала целая плеяда выдающихся мастеров:

1) Ф. Г. Гордеев;

2) М. И. Козловский;

3) И. П. Прокофьев;

4) Ф. Ф. Щедрин;

5) И. П. Мартос.

Они дали замечательные образцы декоративной и монументальной скульптуры. Особо следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716—1791). В целом в конце XVIII—начале XIX вв. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Поэтому очень популярным был М. И. Козловский (1753—1802), так как в своем творчестве он обращался в основ

ном к античной мифологии и библейским преданиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: