Основные теории формирования содержания образования

Содержание образования имеет исторический характер Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Содержание образова­ния в разных социальных системах неодинаково. Оно изменяется под влиянием требований жизни производства и уровня развития научного знания.

Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII — начале XIX вв. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.


Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.).

Своих сторонников данная теория имеет и в настоящее время (возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией).

Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познава­тельных интересов учащихся, их внимания, памяти, пред­ставлений, мышления. Источником знаний, считали они, является разум. Поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования сторонники дидактического формализма руко­водствовались развивающей ценностью таких учебных предметов, как математика и классические языки (особен­но древние). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

Обе эти теории в чистом виде критиковал К.Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллекту­альные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К.Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализ­ма, поддерживаемую современными педагогами.

На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактиче­ского прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудов­летворенность теориями материального и формального со­держания образования. В США ее основы были заложены известным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.

Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых


требует от учащихся коллективных усилий, практических действий по решению поставленных задач.

Теория дидактического прагматизма оказала существенное влияние на содержание и методы учебной работы американской школы. В соответствии с этой теорией ученика» предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов, учебно-воспитательная работа приспосабливалась к субъективным запросам учащихся и интересам.

Практическая реализация данной теории привела к значительному снижению уровня образования в США, за что была подвергнута резкой критике уже в первой половине XX столетия.

Несмотря на то что дидактический материализм, дидактический формализм и дидактический утилитаризм не выдержали проверки временем, они оказали существенное влияние на современные подходы к формированию содержания образования. Известный польский ученый В. Оконь разработал теорию содержания образования под названием Функци­ональный материализм. По его мнению, необходима такая теория, которая бы обеспечивала как получение знаний уча­щимися, так и приобретение ими" умения пользоваться эти­ми знаниями в своей деятельности, т.е. должна быть интег­ральная связь между познанием и деятельностью.

В. Оконь также считает, что в содержании отдельных предметов должна отражаться их ведущая идея (в биологии — идея эволюции, в математике — идея функциональных зависимостей, в истории — историческая обусловлен­ность и т.д.), то есть при отборе содержания образования не­обходимо руководствоваться мировоззренческим подходом. В процессе обучения следует создавать такие условия, при которых учащиеся смогут использовать приобретен­ные знания для решения задач практического характера, на­правленных на доступные преобразования природной, тех­нической, культурной и общественной действительности. Эта теория объединяет в себе требования, предъявляе­мые обществом к образованию, и индивидуальные запро­сы учащихся.

В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учебный процесс программированного


обучения. Данная теория не столько пытается отве­тить на вопрос, каким должно быть содержание образования, сколько — каким образом его передать ученикам, как правильно его структурировать, разделить на части, связанные содержательно и логически.

В современной' России содержание образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ «Образовании» (ст. 14). Согласно этому закону, содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового

Содержание образования призвано обеспечивать уро­вень общей и профессиональной культуры общества, адек­ватный мировому; формирование у обучающегося картины мира, соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование чело­века и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимо­пониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реали­зации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию обшей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

В педагогической науке разработана система критериев отбора содержания образования, в соответствии с которым изучаемое в школе должно:


• обеспечивать целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

• иметь научную и практическую значимость включаемого в учебные предметы и общественную практику образовательного материала;

• соответствовать реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

• обеспечивать соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;

• учитывать международный опыт построения содержания общего среднего образования;

• соответствовать имеющейся учебно-методической 1 материальной базе современной школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: