ДИЕТОТЕРАПИЯ – неотъемлемый и существенный аспект общего плана лечебных мероприятий при всех заболеваниях. Диетический режим зависит от характера заболевания, его стадии, состояния больного и его индивидуальных особенностях.
ДИЕТА слагается из:
- Качественного состава пищи
- Количества пищи
- Времени и частоты приема пищи
В ДИЕТОТЕРАПИИ используют принципы:
1. Принцип «щажения» - он предусматривает исключение факторов питания, которые способствуют раздражению какого-либо органа и поддержанию патологического процесса (механических, термических, химических раздражителей).
Это основной принцип в диетотерапии заболеваний ЖКТ.
«Механическое щажение» - это:
- Исключение грубых и трудноперевариваемых продуктов (репа, капуста, бобы и др.);
- Уменьшение общей массы пищевого рациона;
- Специальная обработка (измельчение, протирание).
«Химическое щажение» - это
- Исключение продуктов, вызывающих усиление секреции пищеварительных желез и двигательной функции желудка и кишечника (крепкие бульоны, жареные блюда, соусы, пряности);
- Специальная кулинарная обработка (отваривание, приготовление на пару).
2. Принцип «тренировки» - заключается в расширении первоначальной строгой диеты, которая в том или ином отношении является односторонней, а значит и неполноценной.
3. Принцип «коррекции» - уменьшение или исключение из диеты каких-либо продуктов (веществ) способствующих развитию заболевания. Например, при сахарном диабете одна коррекция диеты приводит к нормализации сахара в крови.
Согласно приказа Минздрава от 05.08.03 №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» в организации питания используется система стандартных диет:
- Основной вариант стандартно диеты
- Вариант диеты с механическим и химическим щажением
- Вариант диеты с повышенным количеством белка
- Вариант диеты с пониженным количеством белка
- Вариант диеты с пониженной каллорийностью
Новая система дает в своей основе содержит номерную систему М.И. Певзнера, содержащую 15 лечебных диет.
Уровень освоения компетенции | Исходный балл | Полученный балл |
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность знаний; в ответе прослеживается логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий. Знание демонстрируется на фоне понимания его в системе данного модуля и междисциплинарных связей. Ответ изложен грамотно с использованием медицинской терминологии. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. | 10 - 8 | |
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. | 7 - 5 | |
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении медицинских терминов. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. | 4 - 2 | |
Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения Речь неграмотная, медицинская терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента; или ответ на вопрос полностью отсутствует или имеется отказ от ответа. | ||
Максимальное количество баллов |