Начнем с метопринципов. Взяв за основу метопринципы,
сформулированные В.И. Андреевым, сформируем их список,
включающий в себя аксиологический, культурологический,
антропологический, гуманистический, синергетический,
герменевтический. Дополнив их валеологическим принципом, мы, как нам кажется, сделаем первый шаг к формированию системы метопринципов.
Сделаем небольшое отступление, касающееся важности методологических принципов. На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем образования важно не только для разработки философско – методологических основ педагогики. Оно не менее значимо и для педагога – практика, для его профессионального становления и философского осмысления своей миссии.
Приступая к философскому обоснованию современной педагогики, нам хотелось бы убедить читателя в том, что мощь философских методологических принципов (метопринципов), позволяет выйти на принципиально новый уровень и глобально-философски, с
|
|
позиций педагога-исследователя, увидеть и осмыслить современные проблемы педагогики. Эти метопринципы позволяют не только философски осмыслить многие педагогические проблемы, но и по -новому выстроить и существенно скорректировать профессионально – личностную философию преподавателя.
После такого предисловия к метопринципам дадим краткую характеристику метопринципам, более подробно описываемых в книге[2].
Аксиологический метопринцип
Здесь мы будем говорить о метопринципе как о методологическом подходе к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании. Понятие ценность, используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально – обусловленными приоритетами развития культуры. Принято считать, что для вывода России из кризисных ситуаций необходимо, чтобы ценностные ориентации в процессе обучения были смещены на развитие и саморазвитие духовно – нравственных качеств личности, ее культуры, интеллигентности.