Методологические подходы педагогики

Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи в системе с другими. Позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики отдельных элементов. Педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая, базовая, профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса, материальная база.

Личностный подход - утверждает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельный подход – предполагает, что деятельность – основа, средство, и решающее условие развития личности.

Деятельность – целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходная форма – труд.

Преобразуя природу, преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

Требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, что, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть с ней связана и опосредована с нею.

Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. Личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми. Личность рассматривается как система характерных отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным подходами составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Применение этих принципов позволяет создать психологическое единство субъектов. Благодаря этому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Культурологический подход – как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию – учение о ценностях и целостной структуре мира. Он обусловлен объективной связью человека, содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, то есть он становится творцом новых элементов культуры.

В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой: 1. Развитие самого человека, 2. Становление его как творческой личности.

Этнопедагогический подход- предполагает, что ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки – условие этнопедагогического подхода к проектированию и ориентации педагогического процесса.

Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Выделенные подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

1) вычленить ее действительные проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения;

2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию;

3) позволяют в самом общем виде осуществлять прогнозирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: