Философские учения

Прагматизм – философское педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью. Основатели: Ч. Пирс (1839-1914), У. Джемс (1842- 1910), Дж. Дьюн (1859- 1952).

Основные положения. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания. В учебно- воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, развивать и стимулировать их. Обучение и воспитание осуществляется не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и, учаться работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

В результате научно-технической революции его преобразовали в неопрогматизм. Сущность этой концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Сторонники: А. Маслоу, Э.Келли, К.Роджерс, С.Хук и др.

Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Широко распространена на западе из позитивизма на этнических идеях Платона, Аристотеля. Также называют «новым гуманизмом» и сциентизмом. Представители: П.Херс, Дж. Вильсон, Р.С.Питерс, А.Харрис, М.Уорнок, Л.Кольберг и другие.

Главное положение: «Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях НТП нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии». В воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».

Экзистенциализм (пер. лат.- существование)- влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Каждая личность – неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности. Общество наносит ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведения. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъективное видение мира, и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть. Таковы главные положения этого направления. Распространено в Западной Европе, Америке, Японии.

Представители: Дж. Кнеллер, К.Гоунд, У. Баррет, М.Марсель, О.Ф. Больнов, Т. Марита и другие.

Учитель обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обрести устойчивую «внутреннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя. Правила педагогической деятельности простые: меньше наставлений, больше дружеского участия; протяни руку помощи тем, кто ищет духовную опору в жизни; предоставь каждому право идти своим путем, в меру отпущенные ему природой способностей.

Неотомизм – религиозно-философское течение, получившее свое название от имени католитического богослова Фомы Аквинского (1225- 1274). Признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли бога. Мир есть воплощение»божественного разума», а теология – высшая ступень познания. Сущность мира непостяжима наукой. Ее можно познавать только приближаясь к богу. Науке доступен клачок материального мира, окружающего человека. Видные представители католитической педагогики: У.Каннингам, У. Макгакен, М. Казотти, М. Стефанини, В. Фон Ловених, Р. Левингтон, Е. Жильсон.

Основные положения определяются «двойственной природой» человека. Человек – единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид и личность. Как индивид человек – материальное телесное существо, подчиненное всем законам природы и общества. Как личность он обладает бессмертной душой – органам «сверхсуществования». Как личность человек развиввается над всем земным и подчинен только богу.

Педагогическая наука стоит за воспитание общечеловеческих добродеятелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: