Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение учащихся для решения педагогических задач в их совместной деятельности (общении) с преподавателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне участия педагога.
Методов воспитания чрезвычайно много. В качестве основных общепринятых методов, применяемых в педагогике, насчитывается не менее пятисот. Наиболее распространенным классификатором методов воспитания является основанный на источниках передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (табл. 4). Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая в педагогической практике.
Таблица 4
Классификация методов воспитания по источникам