Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития.
Согласно А.А. Леонтьеву (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.) патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т.е. как нарушение языковой способности. В случаях патологии речи возникает вопрос о возможности или невозможности общения.
С психолингвистической точки зрения выделяются следующие формы речевой патологии:
-собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и ВПФ (например, шизофрения)
-речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазия)
-речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (глухота)
-речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временной задержкой психического развития
|
|
-речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы (заикание).
Вопросы.
1. Укажите наличие речевого нарушения в общей структуре основного дефекта при различных вариантах психического дизонтогенеза.
2.Какие можно выделить формы речевой патологии?
Задание 3. Обзор журналов: "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" и др.
1.Составление библиографического списка.
2.Составление аннотации к статьям.
3.Реферирование статьи (по выбору студента).
Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
Практические работы.
Задание 1.
1.В современной научной литературе "педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах."(Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)
Вопросы.
1.В чем заключается специфика проявления педагогического творчества в области
специального образования?
2.Дайте определение понятиям: коммуникация, эвристика, креативность. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)