Административная среда – совокупность элементов, процессов и отношений, складывающихся под воздействием административного механизма и определяющих условия и средства организации деятельности субъектов администрирования.
Администрирование публичное – 1) процесс реализации законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства в целях выполнения его регламентационно-регулирующих функций, направленных на общий интерес, общее благо; 2) разновидность профессиональной деятельности менеджеров, нанятых обществом на государственную гражданскую службу.
Бюрократизация – процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.
Бюрократия – наиболее эффективная форма организации с пирамидальной структурой власти, использующая силу действия универсальных правил (законов) для поддержания данной структуры: иерархичность служебных функций; неукоснительная служебная дисциплина; тщательное оформление служебной документации и т.д.
Бюрократизм – свойство системы управления, стиля руководства, отражающее главенство формы над содержанием управленческой деятельности (волокита, пренебрежение и т.д.), что неизбежно отрицательно сказывается на результатах деятельности организации.
Взятка – незаконный (ненормативный) доход, базирующийся на использовании должностного положения.
Власть – отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и/или группы обладают способностями и возможностями оказывать воздействие на других людей, навязывать им свою волю вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.
Господство – отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю путем обязывающих приказов. Выделяют традиционный, харизматический и легальный типы господства.
Государственная информация –совокупность сведений о внешней и внутренней политике государства, динамике разнообразных процессов, регулируемых в обществе, служащая основой для принятия государственных решений.
Государственная служба – социально-правовой институт, регулирующий публично-правовые связи: 1) служебные – между государством и чиновником; 2) публичные – между чиновником и гражданином.
Государственное предприятие – хозяйственная единица, предназначенная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг по удовлетворению общественных потребностей.
Государственное решение –решение, принимаемое в органах государственной власти и носящее обязательный характер в обществе.
Государственное учреждение – разновидность социальной организации, занимающейся предоставлением публичных услуг.
Государственный аппарат – социальная организация, в рамках которой взаимодействуют государственные органы и учреждения.
Государственный орган – структурная единица государственного аппарата, выполняющая функции администрирования.
Государственный служащий - гражданин, занимающий оплачиваемую государственную должность и наделенный соответствующими обязанностями, полномочиями и привилегиями, необходимыми для исполнения служебных задач.
Государство социальное – демократическое, правовое государство, выражающее интересы всех социальных страт и проводящее сильную социальную политику, направленную на стабильное обеспечение достойного жизненного уровня населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов.
Группа интересов – организация, созданная с целью выражения групповых интересов и влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов или настаивания на проведении определенной политики.
Групповая динамика – развитие (движение) группы во времени, обусловленное как взаимодействиями и взаимоотношениями членов группы между собой, так и внешним воздействием на группу.
Групповое давление – стремление группы изменить поведение и установки отдельной личности в соответствии с позицией большинства ее членов (группового ожидания).
Девиация – поведение, идущее вразрез с основными нормами, принятыми в конкретном обществе, в рамках которого такое поведение проявляется.
Действие административное – действие, осуществляемое в рамках административной организации на основе делегированных властных полномочий.
Децентрализация административная – процесс, в ходе которого происходит рассредоточение власти от центра к периферийным областям, (властные полномочия передаются региональным и муниципальным органам власти). Осуществляется в формах деконцентрации, делегирования и передачи полномочий (функций).
Диагностика социальная – оценка текущего состояния какого-либо социального объекта.
Диада – одна из основных разновидностей рабочей группы, включающей два человека (не прочное эмоциональное объединение, эквивалентность обмена, взаимность).
Дисфункция – отсутствие со стороны отдельных элементов социальной структуры - институтов публичного администрирования - позитивного вклада в поддержание устойчивого состояния общества.
Должность – первичная организационная единица в структуре администрирования, характеризующая роль и полномочия лица, занимающего ее.
Законы Паркинсона – сформулированные в форме законов результаты исследования бюрократизма государственной администрации (в стиле памфлетной прозы раскрывается бюрократическая парадоксия как развернутая диалектическая «похвала глупости»).
Захват государства – действия физических лиц, групп или фирм с целью оказания влияния на разработку законодательных и нормативных актов, государственных постановлений и распоряжений ради собственной выгоды за счет незаконной передачи частных привилегий государственным должностным лицам.
Идеальный тип – типизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических примеров. Социологическая конструкция, созданная с целью выработки критерия сравнения реальных экземпляров, а не создания совершенного образца.
Инновация (нововведение) – деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их создания, устранению неэффективных управленческих структур и т.д.
Институты публичного администрирования – социально-правовые институты, посредством которых реализуются цели и функции государства, а также органов местного самоуправления в обществе.
Институционализация публичного администрирования – процесс упорядочения публично-правовых отношений, определения и закрепления соответствующих норм, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять потребности общества в укреплении порядка и стабильности.
Интересы – специфические социальные результаты, приносящие пользу отдельному индивиду или группе: частные, общественные и др.
Историко-сравнительный метод – научный метод, с помощью которого путем сравнения выявляются общее и особенное в исторических явлениях: выявление процессов изменения различных социальных структур.
Информационно-правовое пространство – единое информацион-ное (смысловое) поле в рамках совместной деятельности людей, обеспечивающее осведомленность государственных служащих и граждан о состоянии дел в обществе.
Клиентелы – социальные организации в рамках патрон-клиентальных отношений.
Кодекс поведения – систематизированный свод законов, общая совокупность правил, привычек, убеждений, регламентирующих поведение человека.
Командный дух – совокупность основополагающих правил и норм, объединяющих как формальные, так и неформальные структуры. Эмоциональная основа функционирования команды.
Коммуникация социальная – обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов.
Конструирование социальное – общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами.
Консультант – специалист в области администрирования и менеджмента, профессионально помогающий служащим найти правильное решение проблемы функционирования и/или развития социальной организации.
Координация – разновидность администрирования, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность элементов.
Корпоративизм – отношение между правительством и ключевыми группами интересов, особенно крупным бизнесом и профсоюзами.
Коррупция – намеренное внесение искажений в установленный порядок исполнения законов и нормативных актов в целях предоставления преимуществ физическим лицам в результате незаконной передачи частных средств государственным чиновникам.
Кросс-культурный метод – сравнение социального явления в различных обществах и, возможно, исторических временах для установления какого-либо сходства или различий.
Культура административная –составная часть социальной культуры, выполняет ее регулятивную функцию: реализацию идеалов, целевых устремлений общества, ценностей, образцов поведения посредством нормативных механизмов предпочтений, предписаний и запретов, системы соответствующих санкций.
Культура корпоративная – система ценностей социального партнерства, разделяемых сообществом корпорации, которые определяют его поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента с социально-этической ответственностью.
Культура организационная – образцы поведения и общие ценности, убеждения и допущения, характерные для организаций. Ценности, представления и нормы, присущие конкретной организации и определяющие порядок и стиль взаимодействия ее участников во имя достижения общих целей – воздействие на эффективность функционирования организации.
Культура профессиональная – совокупность норм и ценностей, лежащая в основе формирования субъективной оценки социальной престижности определенного рода деятельности.
Легитимизация – процесс узаконения контроля над обществом со стороны доминирующей социальной группы вследствие признания подчиненными группами права доминирующей социальной группы на управление в рамках общественного согласия.
Лидерство – отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Лобби – скрытая социальная группа, оказывающая давление на государственные структуры с целью отстоять узкогрупповые интересы.
Логико-дедуктивный метод – анализ социальных явлений в рамках дедуктивной логики: стремление к каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений – посылок приводят к истинным суждениям – следствиям.
Макросоциальный анализ – уровень анализа, опирающийся на идею о том, что общественная жизнь – целое (единое), и ориентирую-щийся на изучение крупных социальных систем, общностей, процессов.
Манипулирование – скрытое управление (мошенничество), ловкое принуждение людей, вызывающее у них иллюзию самостоятельного решения.
Менеджмент – 1) позиции в структуре организации, сопряженные с управлением подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей; 2) управление, включающее совокупность принципов, методов, средств и форм, применяемых с целью повышения эффективности и увеличения прибыли.
Ментальная модель – рациональные рамки, заключающие внутренний мир человека, посредством которого он созерцает и интерпретирует действительность.
Микросоциальный анализ – уровень анализа, основанный на исследовании социального поведения, мотивации действий, социализации личности и т.п.
Моделирование социальное – опосредованное изучение социального объекта путем выделения ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей.
Мониторинг – система отслеживания происходящих в социальных общностях и организациях изменений, осуществляемого через определенный промежуток времени.
Мотивация – сумма внутренних побудителей поведения личности, обеспечивающая реализацию основных нужд, необходимых для поддержания жизни.
Норма социальная – правило поведения (ожидание, стандарт), регулирующее действие людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры.
Общественные отношения – отношения, формирующиеся на основе устойчивых вертикальных и горизонтальных связей и зависимостей людей в социальных структурах общества и между ними в процессах совместной деятельности, исполнения статусно-ролевых предписаний.
Общество гражданское – состояние цивилизованности - последствие процесса цивилизации; промежуточный институт между семьей и государством; область социальной жизни, выступающая в качестве гражданского и индивидуального согласия; совокупность негосударственных отношений в обществе.
Организационная структура администрирования - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы администрирования, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Организационное поведение – совокупность действий и поступков индивида по его адаптации (направленной на адаптацию) к условиям и требованиям окружения.
Организация социальная – социальная система, включающая определенное множество индивидов и регулирующая их взаимодействие для достижения конкретных целей.
Организация формальная – разновидность социальной организации, имеющая четко поставленные цели; совокупность должностных позиций, занимаемых работниками со свойственными им статусами и ролями; иерархию рангов, распределяющую отношения власти и подчинения; совокупность правил и норм, регулирующих эти отношения.
Партнерство социальное – цивилизованная форма общественных отношений, существующих между органами государственной власти и различными группами (организациями) людей для решения социальных проблем путем заключения соглашений на добровольной основе в целях согласования противоположных интересов.
Патрон-клиентальные отношения – длительные договорные отношения, при которых могущественный (влиятельный) человек обеспечивает вознаграждение и услуги более скромным (слабым) людям в обмен на лояльность и поддержку.
Планирование социальное – научно обоснованное определение целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений для достижения желаемого состояния социального объекта.
Поведение – совокупность реакции индивида на воздействия (стимулы) внешней среды.
Поведенческий метод – способ изучения наблюдаемого поведения (бихевиоризм).
Полномочия государственного органа – строго очерченный перечень прав и обязанностей, способов их реализации, предоставляемых государственным органам в целом, должностному лицу в частности.
Помехи – искажениесмысла сообщения.
Потребности – то, что необходимо индивидам для выживания.
Потребности общественные – социальная обусловленность тех или иных вещей, основные нужды, необходимые для поддержания человеческой жизни, движущая сила человеческой активности, причина его действий.
Предметы ведения государственного органа – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции государственного органа.
Представительство интересов – делегирование обществом отдельному человеку, партии права реализации их коллективной воли.
Приватизация – полная или частичная передача государством своих функций частному сектору в тех случаях, когда сохранение ответственности за выполнение таких функций за государством нецелесообразно с точки зрения общественных интересов.
Привычка – автоматизированное действие: особая форма поведения индивида в определенных условиях, которая приобретает характер потребности.
Принцип Питера – тенденция продвижения людей по службе до уровня, превышающего их компетентность («в любой иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности»).
Принципы – руководящие идеи, основные правила, положенные в основу деятельности в рамках писанных норм (правовые) и неписанных норм (этические).
Принципы организационные – принцип оптимизации структуры организации; принцип разделения труда; принцип соответствия обязанностей и др.
Прогнозирование социальное – оценка конкретных перспектив развития какого-либо социального объекта.
Проектирование социальное – разработка вариантов планового развития социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках.
Профессия государственного служащего – тип профессии, связанный с администрированием.
Процесс администрирования – целенаправленная, законодательно регламентируемая деятельность по реализации полномочий органов государственной власти в обществе посредством привлеченных ресурсов, в результате чего происходят социальные изменения в различных сферах совместной жизни людей.
Рабочая группа – небольшое количество людей, которые находятся в отношении зависимости (объединены общей социальной деятельностью) и подчиняются определенным групповым нормам и ценностям в рамках административной организации.
Реординация – разновидность администрирования, при котором осуществляется переподчинение объектов воздействия, передача полномочий на разные уровни правления.
Реформа административная – изменение системы публичного администрирования по следующим параметрам: 1) перестройка институтов публичного администрирования, государственных органов и организаций; 2) реорганизация государственной службы, состава бюрократии; 3) изменение характера отношения административной системы к обществу и различным его социальным группам.
Ритуал – индивидуальные или коллективные действия, несущие социальную нагрузку и отличающиеся определенной повторяемостью элементов; способ выражения социальной солидарности.
Роль социальная – ожидаемый в конкретных обстоятельствах рисунок поведения, ассоциирующийся с тем или иным социальным статусом человека: модель поведения личности, обеспечивающая соблюдение статусных прав и обязанностей.
Руководство – систематическое осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе (организации) в целом, отдельными функциональными подразделениями в частности.
Самоорганизация общества – способность системы (общества) самостоятельно, без воздействия извне изменять свою структуру, совершенствовать организацию управления.
Санкции –средства утверждения социальных норм, как позитивные, так и негативные; мера воздействия, применяемая к лицам, проявляющаяся в одобрении или наказании за их действия и тем самым делающая их поведение более регулируемым и предсказуемым.
Селекция социальная – отбор, в рамках которого происходит определение профессиональной пригодности человека к выполнению конкретной работы, а также – обоснование включенности человека в общественную жизнь.
Синергия – прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий (в рамках управленческой деятельности: технология и методы продуцирования ее сверхсуммативного качества).
Система публичного администрирования –организационные структуры государственного аппарата, персонал которых реализует совокупность необходимых функций, используя при этом комплекс соответствующих форм, методов и процедур, а также прямые и обратные связи между государством и обществом.
Системный подход к управлению – рассмотрение управления как целостной, динамично развивающейся открытой системы. Она имеет собственную структуру в виде совокупности взаимосвязанных элементов, присущих любой деятельности, объект, предмет, целеполагание и т.д.; свой процесс функционирования, включающий ряд последовательных этапов (управленческий цикл); свои принципы, формы и методы.
Социальная зависимость – отношение, при котором один субъект не в состоянии совершить необходимые действия, пока другой субъект не совершит ожидаемых от него действий.
Социальная инженерия – спланированные социальные изменения, производимые посредством целенаправленной деятельности по управлению развитием социальных организаций и общностей.
Социальная культура – способ организации человеческой деятельности в рамках ценностно-нормативного механизма регуляции.
Социальная технология –алгоритм осуществления действий, определяющий порядок (последовательность) и правила работы по достижению конкретного результата в совершенствовании организаций, процессов, отношений.
Социальная установка – субъективная ориентация индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые нормы и способы поведения.
Социальное целеполагание – решение социальных проблем в рамках их содержательно-организационной детализации; процесс интеграции различных действий в конкретную систему цели, средств, предмета и результата.
Социальные ресурсы – человеческие, мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, инновационные, организационные и другие источники, средства, запасы, возможности.
Социальный контроль – процесс, посредством которого общество пытается обеспечить конформность в отношении доминирующих в данном обществе ценностей и норм.
Социальный порядок – система социальной интеграции, включающая разметку социального пространства, барьеры и каналы социальных перемещений, правила социальной диспозиции, устанавлива-ющиеся и поддерживающиеся самими людьми.
Социология управления – раздел (отрасль) социологии, изучающий закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в процессах управления.
Социометрическая структура –совокупность соподчиненных членов группы в системе межличностных отношений.
Социометрия – совокупность методов измерения социальных и социально-психологических отношений.
Сплоченность группы – результирующая мотивов, вызывающая взаимное тяготение членов группы и побуждающая их к сохранению членства в группе.
Статус социальный – позиция индивида в группе или обществе.
Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов взаимодействия в отношениях с подчиненными. Выделяются авторитар-ный, демократический, либеральный и другие стили руководства.
Структурно-функциональный метод – методологический подход, предусматривающий выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определение их места и значения в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение.
Субординация – разновидность администрирования, при которой происходит вертикальное упорядочение элементов.
Субсидиарность – децентрализация функций по предоставлению публичных услуг на самый низший уровень администрирования, на котором они могут осуществляться должным образом.
Теория управления – комплекс теоретических положений, обобщенных до определенного уровня абстракций, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность понятий и категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.
Типизация – организация знаний по типическим признакам феномена, а не по их индивидуальным характеристикам.
Типизация управления – построение управления по определенному, хорошо зарекомендовавшему себя на практике типу.
Типизация поведения – обоснование поведения по определенному, хорошо зарекомендовавшему себя на практике типу.
Требование (воля) политическое – способность политического субъекта к саморегуляции деятельности на рефлексивном, нравственном и эмоциональном уровнях. Основные функции: выбор мотивов и целей деятельности; регуляция побуждений к действию и др.
Триада – одна из основных разновидностей рабочей группы, включающей три человека (стабильное объединение, эффективное разделение труда, обеспечение численного большинства).
Управление – деятельность людей, соединяющих усилия других людей для достижения общих целей.
Управление человеческими ресурсами – методология работы с людьми, представляющая собой совокупность принципов деятельности по отбору, оценке, мотивации и развитию человеческих ресурсов.
Управленческая команда – группа единомышленников, работающих не столько за вознаграждение, сколько за идею, обеспечивающую мотивационные ориентации и этические ценности, лежащие в основе единства, взаимного доверия между ее членами и взаимной ответственности за результаты работы.
Управленческое консультирование – разновидность социальной инженерии, метод совершенствования практики администрирования и менеджмента, обладающий инновационными свойствами.
Установка социальная – морально-психологическая предраспо-ложенность личности, лежащая в основе того или иного типа поведения по отношению к социальным фактам.
Факторы общественные – причины, движущие силы какого-либо социального явления, процесса, определяющие его характер.
Функциональный подход к управлению – подход к объекту исследования, основанный на изучении функций системы, алгоритма ее поведения: изучение организации процесса управления служебной деятельностью для определения уровня организованности при реализации функций управления.
Функция социальная – совокупность однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение общей цели.
Церемониал – набор символических, ритуальных действий, проводимых по особым случаям и призванных служить демонстрацией общих чувств и подходов.
Ценности социальные – разделяемые в обществе убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть.
Централизация правления – процесс усиления полномочий центральных органов власти при одновременном сужении полномочий нижестоящих органов той же системы: степень распределения функций по вертикали структуры управления данной системы.
Чиновник – 1) общее наименование госслужащих в ряде государств; 2) должностное лицо, выполняющее свою работу формально, строго по предписаниям, без живого участия в деле.
Учебное издание
Зинченко Геннадий Павлович, д.ф.н., проф.,
зав. кафедрой социологии
Иванова Анастасия Александровна, к.полит.н.
Лысенко Владимир Дмитриевич, к.ф.н., доцент
Рогов Илья Игоревич, к.ф.н.